Москва и Киев. Первая неделя войны
В первые дни Великой Отечественной войны Совнарком СССР озаботился вопросом состояния торговли в крупных городах СССР.
Причины для беспокойства были вполне обоснованные. На тот момент, несмотря на начало войны, в стране ещё не ввели карточную систему, поэтому граждане могли делать покупки относительно свободно, хотя и с определёнными ограничениями (некоторые товары отпускались лишь в ограниченном объёме). Власти волновал вопрос, насколько удовлетворяются текущие запросы населения. В создавшихся условиях он становился и вопросом внутренней безопасности — с учётом того, что новость о начале войны могла спровоцировать повышенный спрос на некоторые товары.
Публикуемые справки дают представление о потребительском поведении жителей крупных городов после объявления войны.
Так, в справке о торговле в Москве говорится об особенно повышенном спросе на спички: 26 июня 1941 года в магазинах Москвы было распродано 2307 ящиков спичек, хотя квартальные Москва и Киев. Первая неделя войны планы предусматривали реализацию в этот день лишь 800 ящиков. Также заметно выше обычного покупали сахар (395 тонн вместо 346), животное масло (110 тонн вместо 87), а также соль, которой в этот день было куплено 85 тонн при плановой норме в 60.