История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Глядя на последние успехи российской космической программы, так и хочется сказать — «Прости нас, Юра». И вспомнить совсем другие времена, когда русское слово «Луноход» с восхищением произносили во всех странах мира.
В самом СССР луноходы были настолько популярны, что в честь них существовала алкогольная игра. Когда все достигали нужной кондиции, водящий вставал на четвереньки и начинал ползать по кругу, произнося «Я — „Луноход-1“! Пи-пи-пи!». Если кто-то начинал смеяться, он должен был стать «Луноходом-2», и так далее. В другом варианте игры все становились луноходами, а водящий — базой. Тот, кто рассмеется, должен был проследовать на базу и получить задание от водящего. Например, залить 200 мл горючего, или произвести стыковку с «Луноходом-N», или совместно с «Луноходом-N» снять две детали обшивки с «Лунохода-М»…
«Луноходами» называли сапоги-дутики и милицейские автомобили, игрушки-луноходы в разных видах украшали полки магазинов. Если бы в СССР существовали мемы, «Луноход» непременно стал бы их героем. Тем более что история их была драматичной: «Луноход-0» погиб при взлете, «Луноход-1» замерз, а «Луноход-2» перегрелся.
Электромобиль на Луне
Конструктивно аппараты серии «Луноход» были электромобилями, причем довольно продвинутыми. Энергию они получали от солнечной батареи через промежуточный аккумулятор емкостью в 200 ампер-часов, а в движение приводились мотор-колесами. То есть это был полноприводной аппарат с колесной формулой 8х8. Точнее, колес было 9, но непарное служило для измерения пройденного расстояния.
Длиной «Луноход» был 2215 мм, шириной 2150 мм, высотой 1920 мм. Корпус ему сделали из магниевого сплава, так что весил аппарат всего 900 кг. Диаметр колес составлял 510 мм при ширине в 200 мм, а дорожный просвет достигал, судя по изображениям, не менее 500 мм. Впрочем, спереди был подвешен блок приборов «РИФМА», немного снижавший клиренс.