Заговорить как Путин и Дудь: как устроено приложение-пародист, созданное при участии Бекмамбетова
«Фишка» приложения Parodist — возможность отправить другу мем или поздравление, озвученное голосами Владимира Путина, Ксении Собчак или Юрия Дудя. Новый сервис уже успел стать самым скачиваемым в российском App Store в категории «Развлечения» после TikTok. Сможет ли проект, созданный опытными IT-предпринимателями и знаменитым режиссером Тимуром Бекмамбетовым, сохранить популярность и научиться зарабатывать?
«Идите вы все ***** [куда подальше], ******** [нецензурное обращение], со своими поправками в Конституцию», — гремит голос Владимира Путина в начале YouTube-ролика Артемия Лебедева. Так известный дизайнер и блогер решил продемонстрировать аудитории возможности приложения Parodist, основная функция которого — клонировать голоса знаменитостей. Лебедев не без удовольствия констатировал, что и сам он «больше не нужен», потому что его текст «может озвучивать робот» (спустя месяц после публикации видео стало известно известно, что студия Лебедева использовала в работе еще и нейросеть).
Parodist — совместный проект прошлогоднего номинанта в рейтинг 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes Владимира Свешникова, автора робота-рекрутера «Вера», и Тимура Бекмамбетова, режиссера «Ночного» и «Дневного дозоров», «Елок» и других известных фильмов. Результатом их сотрудничества стала нейросеть, которая голосом президента России может сказать: «Мне кажется, [подставить ФИО] может стать следующим президентом. Но только если перестанет зависать в телефоне и будет упорнее трудиться», голосом Ксении Собчак напеть популярную в TikTok песню «Патамушка», а голосом Дональда Трампа рассказать, что «America will be great again, если это видео наберет 10 000 лайков».
Шутки в якобы исполнении лидеров мнений полюбились пользователям TikTok, которые вставляют созданные нейросетью аудиодорожки в свои видео (Parodist уже использовали для создания более чем 6,4 млн роликов). А 20 июня нейросеть почти догнала по популярности и сам TikTok, оказавшись на втором месте в категории «Развлечения» в российском сегменте AppStore — и это без вложений в маркетинг.
Салют, Вера
На венчурном рынке 30-летний уроженец Владивостока Владимир Свешников известен как создатель робота-рекрутера «Вера». Это технология на базе искусственного интеллекта, которую используют на начальных этапах отбора кандидатов, преимущественно для массового хантинга. «Вера» помогает автоматизировать рутинные операции, которые занимают до 60% рабочего времени эйчаров: умеет находить на агрегаторах вакансий подходящие под запрос компании резюме, удалять дубли, обзванивать кандидатов, задавать вопросы по скрипту и распознавать ответы.
Робот-рекрутер не первый опыт Свешникова в бизнесе. Учась на четвертом курсе юридического факультета СПбГУЭФ (ФИНЭК), он запустил консалтинговое агентство «Ферст стрит», а позже занялся аутсорсингом персонала. Ниша оказалась слишком конкурентной, поэтому Свешников пробовал себя в других сферах: торговал айфонами, завезенными из Китая, а после — капкейками, которые готовил его друг, но и это не приносило ощутимой прибыли.
В 2013 году предприниматель увлекся разработкой сайтов и мобильных приложений, еще через год задумался о создании «Uber для кадровых агентств» — маркетплейса Stafory, где работодатели размещают вакансии, а кадровые агентства предлагают релевантных кандидатов (аналогичный сервис HRspace компания HeadHunter запустила только в 2016 году). К проекту присоединился знакомый Владимира Александр Ураксин, который до этого работал в кадровом агентстве «Акмэ».
В 2016 году Stafory попал в акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), где совершил свой главный пивот. Партнеры поняли, что большую часть работы рекрутеров — поиск резюме, «холодные» обзвоны с типовыми вопросами вроде: «Ищете ли вы работу?», «Интересна ли вам вакансия?» и т.д., можно автоматизировать. И придумали «Веру» — нейросеть, которая выполняет рутинные HR-операции за человека. Она умеет «читать» и распознавать текст, набирать номер телефона соискателя, синтезировать речь и задавать вопросы по заданному скрипту. Со временем у робота появился аватар — голубоглазая девушка с русыми волосами, который умеет проводить видеоинтервью с кандидатом. Но окончательное решение о том, принимать потенциального сотрудника на работу или нет, всегда оставалось за человеком.
За 2016-2018 годы стартап привлек около 300 млн рублей, основным инвестором оставался ФРИИ, которому, по данным СПАРК, принадлежит 40,01% ООО «Стафори». Кроме того, 7,4% компании у генерального директора Кировского завода (производит сельскохозяйственную, промышленную и военную технику) Георгия Семененко, который вложился в проект в конце 2018 года (детали сделки не разглашаются). Еще 5% у Алексея Костарева — IT-предпринимателя, создателя игры «Счастливый фермер» для «ВКонтакте», который был куратором проекта. Остальные доли у основателей: 34,6% — у Свешникова, 12,9% — у Ураксина.
Услугами Веры пользовались более 200 клиентов, среди которых российские представительства международных компаний PepsiCo, IKEA и L’Oreal. Вера «заговорила» на английском языке, под заказ были созданы версии на немецком, французском и итальянском. Появились клиенты в ОАЭ, Сербии, Индии. Выручка компании, по данным СПАРК, в 2017 году составила 13 млн рублей, в 2018 году — 31,2 млн. Аналитики Deloitte считали, что у проекта нет аналогов в мире и пророчили международный успех — Свешников всерьез задумался выходить на рынок США, Германии и Великобритании, потому что в России «расти уже особо некуда было».
Человек незаменимый
Но вопреки радужным прогнозам, в 2019 году рост стартапа резко прекратился — выручка «Стафори», по данным СПАРК, упала в 4,3 раза. «Мы пытаемся масштабировать «Веру» на американский рынок, поэтому на российском рынке осознанно оставили только ряд крупных клиентов — «Ростелеком», «Газпромнефть». Весь остальной бизнес срезали, потому что прибыли там мало», — объясняет Свешников. По мнению Кирилла Варламова, директора ФРИИ, причина падения в том, что стартап «раскачал рынок» и стал драйвером для появления конкурентов: «При росте конкуренции цены на сервис стали падать. И это логично, ведь он становится доступным для всех».
Основатель сервиса отбора персонала с помощью видеоинтервью VCV Арик Ахвердян, в свою очередь, предполагает, что время, когда люди с интересом реагировали на звонки роботов, прошло, и теперь их чаще принимают за спам. «Люди даже перестали слушать, что робот говорит, просто бросали трубку, хотя звонкам по работе они на самом деле были рады и ждали их», — не отрицает Свешников.
«Они потеряли рынок по объективным причинам. Чат-боты при подборе персонала удобнее, надежнее с точки зрения сбора и хранения данных и дешевле, чем голосовые роботы. Коллеги попытались развиваться в сторону сбора обратной связи от сотрудников по другим HR-процессам, но для этого легче использовать не ботов, а опросные движки типа Qualtrics или SurveyMonkey», — считает автор Telegram-канала WTF_HR Александр Маслюк. По его словам, вывести технологию в более прибыльные сферы — маркетинг, телефонные продажи и обслуживание клиентов — стартап не успел, и ее быстро скопировали ведущие игроки, в числе которых