Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы
Мультсериалы для взрослых — тот уникальный случай, когда нишевый продукт с большой вероятностью может вырасти в большое культурное явление. Forbes Life разбирается, почему теперь все хотят делать анимацию, и рассказывает о лучших новых шоу этого сезона — Netflix, Hulu, Apple TV+ и Adult Swim
Анимационные сериалы давно создаются не только для детей. Стоит хотя бы вспомнить уже ставших классикой «Симпсонов», «Южный парк», «Гриффинов» и «Футураму». Эти гиганты в свое время не дали жанру умереть, более того — изменили к нему отношение аудитории и индустрии — до появления «Симпсонов» мультсериалы в основном были типичными ситкомами (спасибо «Джетстоунам» и «Флинстоунам»). Но 20-30 лет назад говорить об устойчивом развитии тренда на взрослые мультсериалы было рано — да, появились отдельные самородки, но большинство эпигонов проваливалось.
Сегодня ситуация, кажется, в корне поменялась — ни один уважающий себя производитель контента не может обойтись без анимационного проекта для аудитории 18+. Чтобы заполучить в сетку успешный «мульт», производители (в первую очередь — стоящие в авангарде современного телевидения стриминговые сервисы) готовы рисковать и давать зеленый свет даже самым нишевым проектам. С ростом числа производителей оригинального контента будет расти и число ежегодно выходящих новых анимационных сериалов. Стриминги пытаются привлечь к экранам новую аудиторию — тех, кто до этого не мог найти среди выпускаемых сериалов интересного им контента. В этой новой парадигме существует широкое поле для экспериментов со стилем, тоном и жанром.
«В ближайшие 5 лет вы увидите, насколько более разнообразным станет продукт, что так или иначе можно назвать анимацией для взрослых», — еще в 2018-м говорил создатель «Коня БоДжека» Рафаэль Боб-Ваксберг. — Сегодня на рынке много студий и производителей контента, которые готовы рисковать и экспериментировать, тем самым привлекая к экрану новую аудиторию. Надеюсь, что подобная ситуация откроет дорогу тем авторам, которых пока что индустрия отвергала. Я стараюсь расширить форматы и жанры шоу, помогаю молодым талантам, рассказывающим новый тип историй. Надеюсь, эта тенденция сохранится и в будущем».
Мультсериалы стоят значительно меньше ситкомов и драматических шоу — и это еще одна причина их популярности у производителей. Создателям анимации не нужно собирать звезд в одной студии и менять график их съемок — озвучка проходит в удобное для актеров время, и их голоса записываются по отдельности друг от друга. Ничто не мешает Элисон Бри, озвучивающей Дайан Нгуйен в проекте Netflix «Конь БоДжек», выкраивать несколько дней для записи в студии и продолжать параллельно сниматься в нескольких других фильмах и шоу.
Другой большой бонус анимации тоже связан с финансами и актерами — мультяшным персонажам не нужно периодически повышать гонорары. Во время съемок последних сезонов «Игры престолов» Кит Харрингтон, Лина Хиди, Питер Динклейдж, Эмилия Кларк и Николас Костер-Вальдау зарабатывали по $500 000 за эпизод. Если вы снимаете успешный сериал, вы завязаны на его звездах — даже если экранизирует книгу Мартина, который в каждой главе кого-нибудь да убивает. Зрители не поймут, если из-за финансовых разногласий с исполнителями в финальных сериях хита неожиданно появятся новые Джон Сноу и Дейнерис Таргариен. А вот заменить актера озвучки — задача вполне подъемная. Единственный человек, чья зарплата в такой ситуации будет расти, — создатель анимационного сериала.
При этом формат озвучки тоже открывает дополнительные возможности для творчества. Лорен Бушар, создатель «Закусочной Боба» не боится заставлять мужчин озвучивать женские роли и наоборот. «Мне нравится контролировать уникальные отношения между голосом и персонажем, — рассказывал Бушар в интервью The Hollywood Reporter, — В обычных сериалах такой возможности у вас нет. Нам нравится контролировать то, что вы видите и слышите. Зачастую это не одно и то же. Мы хотим, чтобы 40-летний мужчина озвучивал 13-летнюю девочку и это воспринималось не просто как шутка». «Закусочную Боба» уже продлили на 11-й сезон, а не так давно сам Бушар продлил свой контракт со студией 20th Century Fox TV. В то же время ему заказали сразу 2 сезона первой анимационной комедии в истории Apple TV+ — «Центрального парка» (о нем мы еще поговорим отдельно).