Азбука Бейонсе: от R'n'B и песен о модных марках до матриарха музыки XXI века
Фразы вроде «Бейонсе Ноулз — одна из главных певиц двадцать первого века» стали общим местом еще лет шесть назад; по состоянию на 2020 год более уместно говорить о том, что Бейонсе — один из главных культурных феноменов двадцать первого века. Поп-музыка, кино, мода, видеоарт, общественная дискуссия о правах женщин и межрасовых трениях — все это сложно представить без отсылок к разным этапам ее карьеры. Уместить все это в 33 справочных абзацах довольно сложно — но можно сделать так, чтобы азбука Бейонсе стала путеводителем по дальнейшему исследованию корпуса работ артистки.
Ангелы Чарли
Экшен-блокбастер 2000 года способствовал дебюту одного из ключевых для карьеры Бейонсе синглов. Международные хиты у группы Destiny’s Child с ее участием появились еще до Independent Women Pt. 1 — но именно с ней группа смогла раз и навсегда вырваться из чартового R’n’B-гетто (сейчас в это уже сложно поверить, но даже в 2000 году многие поп-радиостанции и музыкальные каналы ставили подобную музыку в эфир с некоторой неохотой). Заодно сингл определил вектор текстов Бейонсе на годы вперед: заработаю денег сама, отстаньте.
Бонни и Клайд
Даже в 2003 году поверить в то, что Джей-Зи, уже тогда миллионер, продолжает на полном серьезе жить криминальной романтикой, было довольно сложно, но главное здесь не это. Трек 03 Bonnie & Clyde стал первым и главным из неофициальных гимнов отношений Бейонсе и Джей-Зи, тогда еще никак не оформленных: мы вдвоем против всех, а еще мы чтим консюмеризм (список любимых брендов пары занимает полкуплета).
Видеоальбом
Не будет преувеличением сказать, что выпущенный без предупреждения в самом конце 2013 года диск Beyoncé перепридумал формат видеоальбома для эпохи YouTube. Единство не сюжета, не места и не стиля, но общего вайба — Beyoncé организован скорее как тематическая выставка, чем как плей-лист. Сравнения с видеоартом усилились после выхода следующего альбома, Lemonade: несмотря на более явный сюжет и связующие монтажные склейки, цель создать конкретное настроение при помощи видеонаррации выглядит там даже более очевидной.
«Грэмми»
Бейонсе принадлежит абсолютный рекорд среди женщин по количеству номинаций на «Грэмми»: их у певицы семьдесят. А еще в 2010 году она поставила рекорд по количеству статуэток, полученных женщиной за один вечер, — шесть штук (пару лет спустя этот трюк повторила Адель).
Драка
Пару лет назад в твиттере был популярен мем с фотографией трех обласканных критикой альбомов (Lemonade Бейонсе, A Seat at the Table ее сестры Соланж и «4:44» Джей-Зи) вместе с подписью «спасибо, лифт». Речь о видеосъемке того, как в 2014 году Соланж нападает на Джей-Зи в лифте, когда они все вместе возвращаются с бала Met Gala (Бейонсе при этом вообще никак не вмешивается в эту ситуацию). Ни одна из сторон так и не дала внятного комментария о том, что же тогда произошло, — но устойчивые слухи гласят, что именно тогда Соланж решила показать Джей-Зи, как она относится к его предполагаемым изменам. Супружеская верность и вообще устройство длительных отношений и брака — основная тема всех трех вышеупомянутых альбомов (но этим они, конечно, не исчерпываются).
Екатерина Арагонская
Британский мюзикл «Шесть» (2017) переносит в современность истории обо всех женах Генриха Восьмого: королевы поют о своей тяжелой судьбе и о том, как именно любвеобильный король подвел каждую из них. Костюмы и песни Бейонсе в целом оказали огромное влияние на авторов постановки, но есть и более конкретное свидетельство ее причастности к мюзиклу: характер и внешний вид властной и своенравной Екатерины Арагонской был вдохновлен не только реальным историческим прототипом, но и сценическим образом Бей.
Жозефина Бейкер
Карьере Бейонсе сопутствуют довольно очевидные сравнения (Дайана Росс, Уитни Хьюстон, Этта Джеймс — роль которой, кстати, Ноулз сыграла в фильме «Кадиллак Рекордс») — но сама певица порой ассоциирует себя с более неожиданными персонажами. Бейкер, которой Бейонсе вдохновлялась во время записи своего третьего альбома, была одной из первых афроамериканских знаменитостей мирового масштаба: она исполняла бурлеск на лучших сценах Франции, снималась в кино, очень любила свою семью, боролась за права меньшинств... В целом, параллели ясны.
Запретим слово «стервозная»
В 2014 году Бейонсе поддержала неоднозначную онлайн-кампанию Ban Bossy, направленную на то, чтобы слова, указывающие на напористость и авторитетность, не применялись по отношению к женщинам в негативном ключе. Кампания подверглась критике как слева, так и справа: кому-то не нравилась идея «запрещать слова», кто-то обвинял Бейонсе в двойных стандартах. С тех пор артистка стала заметно менее компромиссной в выборе слов.