Четыре сети со своими правилами ведения бизнеса: чем отличается развитие интернета в Индии, США, Китае и Европе
Интернет поделился на четыре самостоятельные части, считает аналитик Бен Томпсон: закрытый китайский, «свободный» американский, зарегулированный европейский и индийский — с монополией Jio.
Блокировка китайского TikTok в Индии и обсуждение запрета сервиса в США, регулирование интернет-компаний в Евросоюзе и миллиардные инвестиции Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google в индийскую платформу Jio — это новые шаги по усилению раскола интернета на несколько частей, считает технологический аналитик, бывший сотрудник Microsoft и Apple, автор блога об ИТ и бизнесе Stratechery Бен Томпсон.
Первым шагом к этому стал запуск «Великого китайского файервола» 23 года назад, когда Китай отрезал себя от большинства западных сервисов. Теперь же США, Индия и Европа также начинают создавать собственные модели развития сети и работы технологических компаний.
Главное из статьи Томпсона, посвящённой моделям развития интернета в разных странах.
Американская модель: доминирование и свобода ИТ-компаний
Американская модель интернета — сейчас самая популярная и эффективная, утверждает Томпсон. Технологический сектор стал двигателем экономического роста США, а её ИТ-компании доминируют в большинстве стран мира.
- На рынке США доминирует агрегаторская модель дистрибуции: небольшие компании и поставщики теряют свою ценность на фоне агрегаторов и вынуждены подчиняться их правилам и комиссиям, чтобы сохранить бизнес.
- Агрегаторам проще выходить на новые рынки, так как они задействуют сторонние компании для оказания услуг. В качестве примера Томпсон называет Netflix, Airbnb, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google, Uber, которые вытеснили традиционные сервисы на своих рынках.
- У крупных технологических компаний практически полная свобода работы: в стране небольшое число барьеров, особенно в области регулирования контента и сбора данных.
- Крупные компании свободно работают в США, а большая база платёжеспособных пользователей позволяет финансировать выход на зарубежные рынки.
- Большая часть налогов с американских компаний идёт в казну США, в том числе с доходов, полученных за рубежом. При этом правительство получает доступ к данным пользователей, не являющихся гражданами США.
- В США достаточно высокая свобода для работы и общения в онлайне.
- Зарубежные компании могут свободно работать в США и странах, повторяющих подход США к сфере ИТ.
- При этом власти других стран могут лишь частично контролировать работу американских компаний, например, ограничен доступ к доходам и контролю над распространением информации.