Зачем корпорациям думать о психологическом здоровье сотрудников
Психолог онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Лилия Радюшкина рассказывает о том, как работа с эмоциональным фоном сотрудников влияет на успешность компании.
Психолог в компании
Компании, создающие сложные и технологичные продукты заинтересованы в привлечении квалифицированных сотрудников с высоким эмоциональным интеллектом, которые являются лицом компании и залогом ее успеха.
Основным инструментом мотивации таких сотрудников является не «кнут и пряник», а возможность договориться, заинтересовать и сформировать здоровую атмосферу в коллективе, которая поможет предотвратить эмоциональное выгорание.
Хотя люди и проводят большую часть своего дня в стенах компании (или в «виртуальных стенах» в условиях пандемии), у них также есть жизнь вне ее. А с ней возникают и личные проблемы, или неожиданное несчастье, или просто какое-то беспокойство. Наивно предполагать, что, придя на работу, человек оставляет все личное за порогом офиса. А удаленная работа еще более тесно переплетает разные стороны жизни.
Кроме того, внутри коллектива возникают конфликтные ситуации и недопонимание, как внутри проектных команд, так и между руководителями и подчиненными. Часто их причина не в злобном умысле, а в недосказанности, пробелах в коммуникации, и, как следствие, расхождениях в ожидаемых результатах.
Не все руководители готовы к переговорам, чаще им нужна поддержка в этом процессе. Кроме того, проявление интереса к личной жизни сотрудника, может быть расценено крайне неуместным, особенно если такое поведение не вписывается в привычную корпоративную культуру компании.
Специально обученный человек — корпоративный психолог лучше всего подходит для этой задачи. Его роль заключается в сотрудничестве, а не конкуренции. «Взгляд со стороны» даёт возможность членам компании расширить внутреннюю картину восприятия тех или иных событий и успешнее продвигаться в своей бизнес сфере.
Запросы на повышение мотивации, сплочение команды под конкретный проект или улучшение качества лидерских компетенций чаще всего удовлетворяются приглашёнными бизнес-тренерами.
Но корпоративные психологи также могут решать «бизнесовые» задачи, благодаря системному подходу и работе с первопричиной, а не симптомами. Такой подход включает в себя работу с долгосрочной мотивацией, эмоциональным выгоранием, подготовкой сотрудников к новой должности или принятия в команду нового сотрудника.
Формат общения с психологом
Существуют индивидуальные консультации с сотрудниками и руководителями и работа с группой. Индивидуальная консультация длится около часа. Групповые консультации — от 1,5 до 5-6 часов в зависимости от сложности поставленной задачи.
Топ-менеджеры предпочитают обсуждать свои вопросы с психологом один на один.
Владельцы бизнесов часто называют своё дело «вторым ребенком». Чем выше позиция и влияние человека в компании, тем сложнее отделить рабочее время от личной жизни.
При работе с мотивацией или разборе конфликтных ситуаций лучше всего заниматься с группой. Так проявляется эмпатия, сотрудники видят на примере друг друга похожие ситуации и больше раскрываются. Они замечают, что их коллеги тоже могут ошибаться, и дают себе внутреннее разрешение на ошибку, а значит открывают поле для проявления инициативы, раскрытия собственного потенциала и, в конечном счете, потенциала компании.
В групповой работе психолог дает инструменты, которые коллектив может использовать в дальнейшем при самостоятельном решении проблем. Групповые мероприятия объединяют людей, которые часто лишены возможности коммуникации друг с другом, особенно в условиях удалённой работы — дополнительного стресс-фактора новой реальности.
Кстати, об удаленной работе: в зарубежной практике корпоративных психологов часто называют «on-site» консультантами. Но это вовсе не значит, что они физически присутствуют в пространстве компании. Все популярнее становится работа с корпоративным психологом онлайн через аудио-, видео-консультации и переписку.
Вот так, например, глава британского digital-агентства Ribot описывает опыт работы своей компании с психологическим сервисом: «четыре раза в месяц сотрудникам предоставляется возможность обсудить волнующие их вопросы с корпоративным психологом в совершенно конфиденциальной обстановке. Эти проблемы могут быть личными, или они могут быть связаны с работой, но Ribot никогда не узнает содержание этих обсуждений. Нам это не нужно. Я просто знаю, что возможность поделиться, разобраться и, получить помощь в разрешении внутренних тревог обогатит человека. В результате это принесет пользу и компании».