Изучая матчасть
Как проходит учёба в элитных школах, где совершенствуют мастерство завтрашние автомобильные дизайнеры?
Для первых автопроизводителей функциональность была важнее эстетики. Но скоро красоту стали ценить не меньше, чем практичность. Накануне и сразу после Второй мировой войны автодизайн начинают преподавать как отдельную дисциплину, вобравшую в себя черты архитектуры, искусства и промышленного дизайна. Сегодня дизайн транспортных средств стал глобальным явлением, но желающих получить хорошее образование и работать в этой области много, а учебные центры, из которых выходят признанные мастера, можно пересчитать по пальцам. Спрос огромный, поэтому в стены этих школ попадают лишь лучшие из лучших, а их учебные программы оказывают влияние на весь автомобильный мир.
ArtCenter College of Design. Пасадена, Калифорния
Основанный в 1930 году ArtCenter первоначально предлагал программы в области рекламы, полиграфии и промышленного дизайна. В 1948 году на базе кампуса в центре Лос-Анджелеса открыли курс автодизайна, который быстро превратился в инкубатор лучших кадров. «В городе нет ни одного колледжа с таким богатым наследием, как у ArtCenter», — говорит Стюарт Рид, декан факультета транспортного дизайна. По словам преподавателя Марека Джорджевича, автора дизайна Rolls-Royce Phantom VII, эстетических подходов здесь никто не навязывает: «Наоборот, смысл обучения состоит в поощрении оригинальности, как стилистической, так и концептуальной. Дизайн — это баланс искусства и инженерной мысли». Мишель Кристенсен, ведущий экстерьер-дизайнер второго поколения Acura NSX, говорит, что для неё много значит само место. Лучшие школы дизайна пользуются близостью к автопроизводителям, и ArtCenter — не исключение. «Многие мои преподаватели были дизайнерами или менеджерами студий Южной Калифорнии. Это позволяло налаживать связи с людьми, лучше понимать реальные процессы и проблемы». Кристенсен — выпускница ArtCenter 2005 года. Она уверяет, что колледж научил её раздвигать собственные границы, собираться в напряжённые моменты. «В моей работе над Acura NSX умение сохранить хладнокровие под давлением ситуации было критически важным. Это был вдохновляющий и политически заряженный проект, с очень высокими ставками и ожиданиями. И конечно, серьёзный вызов. Но полученная подготовка научила меня фокусироваться на цели, не отвлекаясь на фоновый шум».
«Главная задача обучения дизайну — поощрять оригинальность и индивидуальное творчество, как стилистически, так и концептуально»
Другие успешные выпускники: Карим Хабиб, исполнительный директор по дизайну в Infi niti; Коичи Суга, бывший директор по дизайну BMW, главный дизайнер Lexus LS; Франц фон Хольц хаузен, генеральный менеджер отдела дизайна Tesla; Тиша Джонсон, главный дизайнер Volvo; Джоан Джанг, главный дизайнер по интерьеру Lucid Motors; Хенрик Фискер, дизайнер BMW Z8 и Aston Martin DB9.