Реальные истории / Медитация
Четыре медитации
Методы развития внимания, которые практикуют преподаватели разных направлений.
Джапа-медитация
Фуад Алиев, преподаватель хатха-йоги
Я познакомился с Джапа-медитацией в 1993 году. Учитель передал мне молитву и объяснил основные критерии работы с ней, рассказал, что данная молитва в конечном итоге должна стать единой со мной и резонировать с каждым ударом моего сердца. В процессе практики я производил Джапу, проговаривая мантру вслух, приняв позу со скрещенными ногами, удерживая чётки в правой руке большим и средним пальцами. Перебирая каждую бусину, я произносил имя Бесконечного вслух. Когда произнесение вслух исчерпывало себя, я переходил на шёпот. После этого я проговаривал её в уме, совмещая каждую фазу дыхания с определённым количеством повторений. Вдох — задержка на вдохе — выдох — задержка на выдохе. По мере растворения в молитве задержки увеличивались, состояние сознания расширялось. Если внимание убегало, я возвращал его к повторению мантры.
Так устойчивое пребывание в гуне благости посредством творения Джапа-созерцания тренирует навык осознанного пребывания в жизненных ситуациях, высвобождает от негативных эмоциональных реакций.
Это практика, которая выполняется в течение всей жизни, удерживает нас в присутствии характеристики благости и позволяет смотреть на происходящее со стороны, действуя из своего сердца. Это позволяет достичь высшей цели жизни — осознать свою высшую природу. Концентрация на обьекте совмещается с дыханием, вначале выполняется с открытыми глазами, с использованием постоянного проговора имени объекта и перебирания бусин. Затем глаза можно закрыть и продолжить проговаривать имя объекта, созерцать его внутри и перебирать чётки, концентрируясь в области межбровья — это внутренний экран нашего сенсорного восприятия.
Джапа-созерцание помогает активизировать восприятия мира энергий: цвета и звуки, голоса и образы, внутреннюю составляющую каждой формы.
После того, как обретается навык концентрации на объекте, мы упражняемся в концентрации на определённых идеях или аспектах, с проговариванием их обозначений, а также с концентрацией на энергетических центрах, чакрах, которые позволяют получить тактильные ощущения и отклик в теле.
Спустя время регулярной практики мы учимся управлять дыханием, концентрируясь на мантрах или молитвах. Выбранная аффирмация должна быть короткой, не увеличивающей мысленный диалог.
«Практика созерцания помогает стать обладателем цепкого внимания, наблюдая за происходящим со стороны и, как следствие, принимать правильные решения»
Медитация Брейн Билдинг
Александр Куликов, преподаватель кундалини-йоги
Хочу предложить вам удивительную практику медитации. Если вы сможете быть терпеливыми и овладеете ею, то вам откроются интересные возможности нашего сознания. Это связано с повышением эффективности работы головного мозга по обучению, концентрации внимания, обработке информации и сенсорной обратной связи. Сам я практикую её 11 лет. Методика очень проста, но требует полного включения: моторики, сенсорики, концентрации внимания. Задействуется всё, и поэтому мы достигаем быстрых и качественных изменений.
Итак, сядьте в простую позу: глаза приоткрыты и сосредоточены на кончике носа. Руки находятся перед телом и слегка вытянуты по бокам ладонями вверх на уровне солнечного сплетения. Вдыхайте на 6 частей и выдыхайте на одну, только через нос. Шесть частей резких подвдохов соответствуют шести ментальным звукам «Са», «Ta», «На», «Ma», «Ва» и «Хэй», а выдох соответствует умственному звуку «Гуру».