Женщина на борту

Испокон веков профессия моряка считалась исключительно мужской. Как рассуждают и сегодня некоторые, возможно, даже многие мужчины, женщинам на корабле при любом его назначении находиться не следует (разве что в качестве пассажиров). Ибо их присутствие на борту может разозлить морских богов, и те обязательно нашлют на судно напасти. Да, суеверия. Да, древние предрассудки. Но почему‑то устойчивые стереотипы до сих пор не дают представительницам прекрасной половины населения планеты в полной мере профессионально реализовать свой потенциал в море. Однако женщины не сдаются!

В мужской одежде
Женщины во все времена стремились в море и ходили в море. Нельзя сказать, чтобы уж совсем наравне с мужчинами: все‑таки морская работа тяжела физически. Несмотря на это были и такие, что просто не могли сопротивляться зову океана. Этот зов порой был настолько силен, что женщины даже облачались в мужское платье, выдавая себя за мужчин и играя мужские роли на кораблях, будто в пьесах Шекспира, как известно, обожавшего такой вид перевоплощений.
История оставила нам несколько имен таких женщин — предводительниц пиратов Мэри Рид и Анны Бонни, а также знаменитой ирландской воительницы Грейс О’Мэлли. Грейс с самого детства коротко стригла волосы, одевалась, как мальчишка, и ходила в море с отцом. Неизвестно, был ли это один из тех случаев со сложностью гендерного самоопределения, о которых сейчас так много говорят, зато имеются документальные подтверждения того, что во взрослом возрасте Грейс О’Мэлли командовала флотилией, защищавшей от британцев большую часть побережья Ирландии. Корабли этой флотилии также занимались торговыми перевозками и не брезговали пиратством, прикрываясь необходимостью обороны страны. И Грейс в мужской одежде вела их в море — в самом деле, не в кружевах же командовать сотней-другой отъявленных головорезов!

Известны и другие, более мирные, истории женщин, которых влекло море. Так, например, в 1766 году 23‑летняя француженка Жанна Баре отправилась в кругосветное плавание, переодевшись мужчиной. Жанна была экономкой и ассистенткой у французского ботаника, медика и естествоиспытателя Филибера Коммерсона. Этому известному ученому предложили участвовать в первой французской кругосветной экспедиции, организованной графом Луи Антуаном де Бугенвилем на фрегатах «Ворчунья» и «Звезда». Ему позволялось взять с собой в экспедицию помощника-мужчину: присутствие женщин на французских кораблях того времени было строжайше запрещено. Тогда Жанна переоделась в мужское платье и назвалась Жаном. Им с Коммерсоном удавалось долго хранить эту тайну: на «Звезде» уважаемому ученому и его «ассистенту» выделили капитанскую каюту. При этому Жанна честно выполняла значительную часть научной работы по сбору растений и минералов. Обман раскрылся на Таити, когда экспедиция обошла больше половины земного шара. Командование провело внутреннее «расследование», и в результате Коммерсона и Жанну вынудили высадиться на берег на Маврикии, где спустя некоторое время Коммерсон скончался. Жанна сумела вернуться во Францию, став таким образом первой женщиной, совершившей кругосветное плавание.

Наравне с мужчинами
Хотя женщина в море — явление не столь частое, история мореплавания и цивилизации в целом знает множество дам, освоивших морские профессии: капитанов и штурманов, коков и корабельных врачей, наконец, яхтсменов.