Машины времени
Несколько лет назад во время яхтенной выставки в Дюссельдорфе мне удалось выгадать день, чтобы доехать до Ботропа, в прошлом шахтерского городка на северо-западе Германии, где находится тюнинговое ателье Brabus. Очень уж хотелось увидеть своими глазами, как немцы кастомизируют «Гелендевагены» и прочие модели Mercedes-Benz! Все это нам показали в деталях, но, признаться, больше всего меня заинтриговал цех № 4 под названием Brabus Classic. Там в условиях идеальной чистоты реставрируют классические и винтажные «Мерседесы» для последующей продажи. Как человека практичного, для которого автомобиль — прежде всего транспортное средство, тема олдтаймеров меня до этого интересовала постольку-поскольку. Да, любопытно посмотреть, потрогать, но не более. Однако после получаса, проведенного в четвертом цехе, мое отношение к ним изменилось.
В чем прелесть старинных вещей, в частности автомобилей? Универсального ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. Каждый находит в них что-то свое, сугубо личное. Машина времени, на которой возвращаешься в молодость, или пример совершенного дизайна? Часть прошлого с интересной историей или уникальный предмет, который больше не повторить? Есть среди собирателей ретромобилей и те, кто предпочитает не рефлексировать и рассматривает их исключительно как предмет для инвестиций. В общем, каждому свое. Главное, что поклонникам олдтаймеров несть числа.
Принято считать, что классическим автомобиль становится спустя 20 лет после выпуска. Винтажным — если произведен до 1930 года. Иногда выделяют еще категорию антикварных авто, выпущенных, например, до 1975 года. Рамки эти довольно условные, и существует множество исключений. Так, невыразительные модели из четвертого поколения Honda Civic даже после 30 лет с большой натяжкой считаются классикой, тогда как Dodge Viper или Ford GT сразу попадают в эту категорию, даже будучи современными автомобилями.
Олдтаймеры бывают на любой вкус и кошелек. Чтобы ощутить себя причастным к миру классических авто, совершенно не обязательно тратить десятки миллионов евро на подлинные редкости, выпущенные крошечными сериями. Прежде всего стоит прислушаться к себе и понять, какие именно машины вызывают тот самый мальчишеский восторг, который движет поклонниками и коллекционерами. Одни мечтают о спортивных итальянских болидах, другим ближе британская классика вроде той, на которой ездят герои сериала «Корона», третьи заглядываются на мощных «американцев»… Как бы то ни было, начать можно с малого.
В последние годы рынок классических автомобилей заметно оживился, и в некоторых сегментах даже возник дефицит. Цены на определенные модели, например Jaguar XJ220 или Bugatti EB110, выросли на 15–30%, что связывают с демографической ситуацией: представители поколения Х сейчас вошли в самый активный возраст коллекционирования. Высоким спросом пользуются модели вроде Porsche 911 с двигателем воздушного охлаждения выпуска 1997 года. Эта так называемая «аналоговая классика» наиболее интересна широкому кругу людей, поскольку относительно доступна и приобретать ее менее рискованно. В то же время спрос на авто первой половины XX века снижается. Нередко их берут именно под реставрационный проект, но доступность деталей и материалов для восстановления винтажных машин неуклонно снижается.