Марина Михайлова рассказала, как развиваются малые территории

ForbesОбщество

«У людей синдром выученной беспомощности»: кто и как развивает малые территории

Директор центра «Гарант», регионального партнера Фонда Тимченко, Марина Михайлова в интервью Forbes Life рассказала, как малые территории развиваются благодаря проектам, на которые иногда нужно совсем немного средств и ресурсов и почему именно в них так важно искать активных людей

Екатерина Алеева

Марина Михайлова (Фото DR)

2 марта Фонд Тимченко проведет экспертную конференцию «Солидарные сообщества», где подведет итоги двухлетней работы пилотного проекта с инициативными группами на малых территориях. Один из партнеров фонда, директор центра «Гарант», Марина Михайлова работает в некоммерческом секторе уже 27-й год. По образованию она учитель истории, но в 90-е годы посчитала, что преподавать детям, когда сам не можешь разобраться, что правильно, — это неверно. Вместе с друзьями она открыла образовательный центр, который в 1997 году, согласно государственному постановлению, стало некоммерческим учреждением. Именно тогда Михайлова познакомилась с организацией НКО, а затем начала учебу в ресурсном центре для некоммерческих организаций «Гарант», который расположен в Архангельске. Вскоре после окончания учебы она ушла работать в центр. В интервью Forbes Life Марина Михайлова рассказала, какие инициативы придумывают жители малых территорий, как из ресурсов на одну русскую печь вырастает небольшой бизнес и почему жителям деревень особенно нужно, чтобы в их начинания кто-то поверил.

— Расскажите, когда именно стали заниматься развитием малых территорий?

— Вот уже 25 лет «Гарант» занимается созданием условий для того, чтобы люди проявляли активность и включались в решение социальных задач, обучает и поддерживает некоммерческие организации, но чтобы было, кого поддерживает, нужно, чтобы они в принципе были. Поэтому мы всегдаа много работали с инициативными группами. Сначала больше в городах, но потом стало понятно, что наша помощь очень нужна и в сельской местности, потому что именно там от активности людей сильно зависит качество жизни. Поэтому уже порядка 10 лет мы целенаправленно занимаемся темой развития малых территорий.

— У вас был такой момент-озарение, когда вы приехали в какую-то деревню и поняли, что здесь обязательно нужно что-то делать, или это был постепенный процесс?

— С одной стороны, все было постепенно, потому что к нам приезжали люди из сельских территорий на разные семинары. Но был такой случай, когда мы почти перед самым Новым годом поехали с семинаром по поддержке инициатив в деревню. Была очень теплая зима — а у нас много ледовых переправ в области — и река еще не встала, т.е. на машине нельзя было проехать, поэтому мы пешком шли на другой берег.

Мы дошли, провели семинары, где я рассказывала про инициативы, про социальные проекты. В аудитории сидели люди, в основном, конечно, старшего поколения, и одна женщина подошла ко мне и сказала: «А можно я вас за руку подержу, чтобы убедиться, что вы настоящая? Вы такие вещи рассказываете, нам кажется, что это что-то нереальное».

Уже потом они реализовали много интересных проектов. В деревне появился общественный центр, они стали проводить мастер-классы для детей и создали детскую библиотеку. Когда этих активных женщин старшего возраста – бабушками их нельзя назвать – спросили, почему они стали этим заниматься, они ответили, что к ним перестали ездить внуки, и им стало скучно. А им хочется, чтобы в деревне было интересно, потому что тогда, когда внуки будут приезжать, они тоже увидят, что здесь может быть весело. Так, они смогли изменить пространство не только для своих семей, но и для детей в соседних деревнях.

Когда ты сталкиваешься с такими людьми, ты понимаешь, что с твоей помощью они могут многого добиться. Буквально неделю назад я проводила семинар для активистов в городе Няндома (это ближе к югу Архангельской области), в котором участвовали проектные команды активных людей. За отдельным столом сидела женщина уже в возрасте, которая подошла ко мне в перерыве, потому что стеснялась говорить при всех. Она рассказала, что живет на краю поселка, откуда не очень легко добираться в центр, где сосредоточены все активности, но детей вокруг много, и она хочет сделать для них что-то вроде библиотеки, совмещенной с игротекой. Ей уже пообещали комнату в помещении, но она спрашивала именно меня, стоит ли ей этим заниматься.

Важно, что она занималась этим не одна, сперва ей помогали три человека из поселка, во второй год их стало уже 20, а всего там человек 300 живет. Недавно мы собрали для нее книги, настольные игры, планируем подарить им компьютер — у детей в этом отдаленном районе будет игровая комната и люди, которые готовы с ними заниматься. И таких примеров миллион.

— Почему, как вы думаете, ей нужно было какое-то одобрение или понимание того, что она делает это не зря? Почему она задала такой вопрос?

— У наших людей синдром выученной беспомощности: они не верят, что могут что-то сделать сами, им кажется, что кто-то должен прийти и сделать это за них. Или что у них недостаточно знаний, полномочий, у них не получится, им страшно делать первый шаг. Возникает много вопросов: как на меня посмотрят? Может, я делаю что-то не так? А где мне взять ресурсы?

Работая с малыми территориями, мы видим задачу в том, чтобы находить таких активистов и помогать им понять, что конкретно они могут сделать. Иногда их идеи трудно воплотимы, но стоит мечту чуть опустить на землю – и она легко становится реальностью. Иногда им надо помочь найти ресурсы, которые могут быть прямо под боком, а иногда нужно немного дополнительных средств со стороны, чтобы они поверили в себя. А потом на их примере появляются новые активисты. Мы всегда стараемся, чтобы в каждой территории появились свои лидеры, которым мы передаем наши знания, чтобы близко к людям был тот, кто может поддерживать, обучать, консультировать. Чтобы для этого не нужно было каждый раз звонить в Архангельск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар» Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»

Женщины, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии

Forbes
«Коллаборации выгодны всем»: шеф-повар Роман Киселев о трендах ресторанной индустрии «Коллаборации выгодны всем»: шеф-повар Роман Киселев о трендах ресторанной индустрии

Зачем шеф-поварам нужна творческая свобода и зачем объединяются специалисты

Forbes
«Мы — однопланетяне» «Мы — однопланетяне»

Недавно Никита Ефремов получил премию «Золотой орел»

OK!
Да будет свет! Да будет свет!

Как сделать темную комнату светлее и уютнее? Несколько секретов

Лиза
Миф или реальность: раскрываем всю правду о 25-м кадре Миф или реальность: раскрываем всю правду о 25-м кадре

Неужели 25-ый кадр действительно работает?

ТехИнсайдер
Лёгкое дыхание Лёгкое дыхание

Лаконичный интерьер, в котором дизайнеры оживили акцентами каждую зону

Идеи Вашего Дома
5 запрещенных в СССР советских мультфильмов: один из них ты точно видела! 5 запрещенных в СССР советских мультфильмов: один из них ты точно видела!

Мультфильмы, которые оказались в черном списке в СССР

VOICE
Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе

Как пользоваться мезороллером и есть ли смысл пробовать самому?

РБК
«Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором «Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором

Как генеральный директор компании Google сам себя загнал в угол

Forbes
«В молекуле от безумия» «В молекуле от безумия»

Истории о том, как ломается мозг

N+1
Финансовая наука: как выбрать инвестиционную стратегию для эндаумента Финансовая наука: как выбрать инвестиционную стратегию для эндаумента

Фондам важно хорошо понимать экономические риски своих бенефициаров

Forbes
Ирина Шейк показала лучшие Ирина Шейк показала лучшие

Ирина Шейк обнародовала яркие кадры своих командировок по миру

VOICE
Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом

Как пациентке из Нью-Йорка удалось победить ВИЧ

ТехИнсайдер
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти

Чересчур активная полигамия может привести к ранней смерти морских слонов

ТехИнсайдер
Прозрачное платье и микро-шорты: самые дерзкие студенческие наряды Кейт Миддлтон, вскружившие голову принцу Уильяму Прозрачное платье и микро-шорты: самые дерзкие студенческие наряды Кейт Миддлтон, вскружившие голову принцу Уильяму

Как обычная девушка из университета смогла покорить наследника престола?

VOICE
7 лучших современных комедийных медицинских сериалов 7 лучших современных комедийных медицинских сериалов

Зрелища, от которых сердце начинает биться без помощи дефибриллятора

Maxim
Древнее массовое вымирание может повториться в наши дни: мрачные результаты нового исследования Древнее массовое вымирание может повториться в наши дни: мрачные результаты нового исследования

Истощение кислорода в океанах могло стать причиной одного из вымираний

ТехИнсайдер
Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества

Почему слом модели культурного менеджмента не означает остановку творчества

Forbes
«Отказался бросить курить, а потом узнал, что уволен»: айтишники рассказали про самые быстрые увольнения «Отказался бросить курить, а потом узнал, что уволен»: айтишники рассказали про самые быстрые увольнения

Истории про рекордно короткие периоды работы в одной компании

VC.RU
Может ли человек распознать текст ИИ? Вот к чему надо готовиться в будущем! Может ли человек распознать текст ИИ? Вот к чему надо готовиться в будущем!

Как скоро роботы начнут лишать людей работы?

ТехИнсайдер
«Свидетельницы века»: о чем писали эмигрантки первой волны в своих мемуарах «Свидетельницы века»: о чем писали эмигрантки первой волны в своих мемуарах

Рассказываем о трех писательницах-эмигрантках, оставивших воспоминания

Forbes
Метафорические карты Метафорические карты

Очередное гадание или психологическая практика?

Лиза
Где прячутся скрытые эмоции: 7 точек напряжения в теле — проверьте себя Где прячутся скрытые эмоции: 7 точек напряжения в теле — проверьте себя

Как различные эмоции влияют на напряжение мышц?

Psychologies
Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей

Кому и как правильно задавать вопросы, чтобы достичь цели

Psychologies
ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды

Генеральный секретарь ООН обратился к миру с призывом сохранить водные ресурсы

ТехИнсайдер
Бесполезные советы Бесполезные советы

7 популярных лайфхаков в уборке, которые на самом деле не работают

Лиза
«Денежный выстрел»: как сервис Pornhub навсегда изменил порноиндустрию «Денежный выстрел»: как сервис Pornhub навсегда изменил порноиндустрию

«Денежный выстрел»: докфильм о том, как Pornhub перевернул игру

Forbes
На переломе эпох. Lexus LX600 против Rivian R1S На переломе эпох. Lexus LX600 против Rivian R1S

Что лучше: Lexus LX600 или Rivian R1S?

4x4 Club
Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть

Как быть хозяевам котов в это непростое время года?

Psychologies
Открыть в приложении