«Лида»: история основательницы «Дома с маяком»

WeekendСобытия

Забор для героя

«Лида»: история основательницы «Дома с маяком»

Текст: Ксения Рождественская

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Центр документального кино и Киностудия имени Горького запускают фестиваль «Дело жизни», в программу которого вошли документальные фильмы о людях, нашедших свое призвание. Открывает показы «Лида» Константина Райха — фильм, рассказывающий о Лидии Мониаве, учредительнице детского хосписа и благотворительного фонда «Дом с маяком», как о герое нашего времени, но почти ничего не объясняющий о ней как о человеке.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Лида со своим подопечным Колей — мальчиком с тяжелой инвалидностью — живет своей обычной жизнью: она то идет на фотосессию для журнала, то в церковь, то сидит на работе, ухаживает за Колей и другими пациентами из интерната, примеряет рюкзак, в котором можно носить Колю, перестилает кровати, отвечает на письма. Камера следует за героиней по заснеженным улицам, по коридорам аэропорта, смотрит в окно хосписа, на Балтийское море, на публику non/fiction, на пациентов хосписа и их родителей, на батюшку в церкви, на двери автобуса. Лида рассказывает о своей жизни, посмеиваясь в самых неожиданных местах («мне скучно, честно говоря, ходить на похороны... чувств у меня никаких не вызывают могилы, все эти службы... скорее раздражает это все»). Коля лежит в специальном кресле.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Что-то есть завораживающее в этой поразительной героине, в этом безмятежном танке. Она без раздумий срезает крестик с шеи, когда стилистка перед модной съемкой говорит: «Украшения надо снять... что, прям ножницами?!» Спокойно рассказывает о школе, которую видно из окон хосписа, который и есть ее работа и жизнь: вопреки всем правилам, школа отгородилась от «Дома с маяком» сплошным забором, чтобы не видеть паллиативных детей. «Дом с маяком» нарисовал на своей стороне этого забора морские волны. Мониава спокойно называет работы своей мамы «поделками», уточняя, что мама просит их так не называть. Рассказывает, как она пошла против врачей и начала давать Коле все лекарства не по схеме, а как ей удобно — три раза в день в одном шприце. Из всего этого мог бы получиться портрет монстра, портрет святой или как минимум портрет человека, но получается сплошной забор. Мониава сразу предупреждает: «Я не очень про чувства умею думать, говорить, формулировать. Скорее дела умею делать».

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Поэтому чувства — восхищение, ненависть, даже удивление — сразу отсекаются, и это самое поразительное в фильме.

Режиссер Константин Райх — один из авторов докпроекта «Гастарбайтерши», серии портретов трудовых мигранток, в которых авторы «попытались узнать и понять этих женщин, а стало быть, и самих себя». Узнать и понять Мониаву, посмотрев «Лиду», решительно невозможно. И непонятно, заслуга ли это режиссера, его проблема или объективная реальность. Он не вносит в фильм никаких эмоций, не ищет поводов для пафоса, но как подобраться к внутренней жизни Лиды — тоже не знает, поэтому просто фиксирует шаги и события.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Сама Мониава в своем блоге написала, что ей фильм очень понравился, потому что там «нет „главной мысли, которую хотел сказать автор” и т. п.— просто про нашу жизнь так, как она есть. Я там местами говорю ерунду, но и в жизни тоже так».

«Главную мысль» совершенно не нужно вкладывать в фильм, но в кино она как-то сама прорастает. В «Лиде» не прорастает, как не прорастает в отчете о количестве шагов, в черной дыре или в зарисовке о природе. Мониава что-то делает, камера почтительно следует за ней. (Оператор-постановщик — Вероника Соловьева, это она снимала медленную, как будто подводную драму Марии Игнатенко «Город уснул» и черно-белую историю на стыке мифа и застолья «Бебиа, по моему единственному желанию» Жужи Добрашкус.) Райх старается действительно быть тактичным, насколько это возможно, дает Мониаве говорить столько, сколько она хочет, и лишь один раз предоставляет слово условному народу: «Вы для меня герой нашего времени»,— говорит Лиде кто-то из публики после ее выступления на книжной ярмарке. «Спасибо»,— весело отвечает Лида.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Второй герой «Лиды» (а может, и нашего времени) — двенадцатилетний Коля, которого в начале пандемии Мониава забрала домой, оформила над ним опекунство: самых тяжелых пациентов интерната сотрудники хосписа решили разобрать по домам, чтобы уберечь их от вируса. Мониава почти два года пыталась дать Коле нормальную жизнь — он ездил на отдых к морю, присутствовал на концертах, летал на вертолете. Из-за того, что у него было тяжелейшее поражение центральной нервной системы, невозможно точно сказать, как он ко всему этому относился.

Тот, кто Мониавой восхищался, после этого фильма продолжит ею восхищаться, тот, кто Мониаву не понимал, после этого фильма ее и не поймет. Но можно воспринимать «Лиду» как отчет об ушедшем времени: Коля умер в этом январе, и фильм посвящен ему.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

«Дело жизни», с 5 июля по 31 августа

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стратегия вместо стиля Стратегия вместо стиля

Притцкеровскую премию 2025 года получил Лю Цзякунь

Weekend
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Ярлык на княжение Ярлык на княжение

Чем были ярлыки? Позорным ярмом русских князей или наградой?

Дилетант
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Без укачивания Без укачивания

Укачивание способно превратить в испытание любую дорогу. Но все можно исправить!

Лиза
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Николай Андреев Николай Андреев

Вместе с комиком Севой Ловкачевым Николай Андреев ведет стендап-шоу «Заметки»

Правила жизни
Хакерский бум: как защитить соцсети от взлома Хакерский бум: как защитить соцсети от взлома

Самые популярные методы взлома и меры безопасности, которые важно знать каждому

Правила жизни
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
«Сапсан» «Сапсан»

Как охотятся сапсаны?

N+1
Семь способов активировать внутренний навигатор Семь способов активировать внутренний навигатор

Как научиться ориентироваться без навигатора в телефоне?

Здоровье
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Биоэкономический прорыв Биоэкономический прорыв

Какие возможности дает России развитие биоэкономики

Ведомости
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах 5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах

Не всегда рабы и не всегда мужчины: чего вы не знали о гладиаторах

ТехИнсайдер
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Открыть в приложении