Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

WeekendМода

Вторая деконструкция: Prada SS 07, Hermes SS 07, Maison Martin Margiela SS 09

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Фото: Courtesy of Prada; Chris Moore/Catwalking/Getty Images; Karl Prouse/Catwalking/Getty Images

На протяжении двух лет во второй половине 2000-х главные дизайнеры 90-х — Миучча Прада, Жан-Поль Готье, Мартин Марджела — показывают коллекции, между которыми есть внутренняя рифма — некоторая странность, сверх той, к которой все уже привыкли, что-то выступающее из пространства их эстетики, вполне тогда уже устоявшейся.

Вообще-то, ничего особенно экстравагантного, ничего вызывающего или неожиданного в этих коллекциях не было. Жан-Поль Готье развивал в Hermes тот самый nonchalant chic, максимально роскошный и максимально легкий, который и есть эрмесовская суть, Миучча Прада помещала разные винтажные образы в современный контекст, а Мартин Марджела производил ревизию своих главных хитов. Но в каждой из этих коллекций контрапунктом возникает некая тема, неглавная, совсем боковая, которая станет знаком важнейшего движения, фактически грядущей фэшн-революции — назовем ее «второй деконструкцией»

Коллекция Hermes SS 07 будет одной из самых запоминающихся коллекций времен Готье. Благородного шоколадного цвета платья из джерси с несколько раз обвивающими талию кожаными поясами и кожаными застежками, кожаные курточки и жилеты с перекрещивающимися на груди полочками и перекрученными за спиной ремешками, застегнутыми впереди на талии, длинные многослойные летящие платья, и хайлайт коллекции — желтое шифоновое платье с той самой курточкой, смотревшее с каждой глянцевой обложки. Мини-шорты под длинными платьями, открывающими впереди ноги, и купальники, много очень элегантных, очень по-эрмесовски красивых купальников. Их Готье соединит с платьями-халатами, брюками, но вдруг среди всего этого вполне привычного пляжного шика мелькнет пиджак — вполне формальный, с четкой линией плеч, прямой длинный черный пиджак, чуть ли не деловой. И больше ничего — только босоножки на высоченной платформе по тогдашней моде, что создавало вполне головокружительные пропорции. Эти вещи, купальник и пиджак, совершенно из разных функциональных плоскостей, не существуют друг с другом не только в реальной жизни, но не особенно представимы в паре даже на подиуме. Ни в пиджаке, ни в купальнике не было ничего экстраординарного, но вместе они запоминались.

Прада в том же самом сезоне, весна-лето 2007, покажет чалмы, сделав их тем самым ударным аксессуаром, который станет бестселлером. В чалмах Prada SS 07 появятся все, вся светская хроника будет в этих самых чалмах, их будут носить без разбора и юные барышни и солидные дамы — в общем, возникнет тот самый эффект хита, который Миучча Прада так отлично умела организовать в 2000-е. Но на подиуме они произведут впечатление не в последнюю очередь благодаря тому, что будут соединены с трусами — атласными, с максимально высокой талией, стилизованными под 30-е годы. В коллекции были и чалмы с юбками, и чалмы с платьями, и чалмы с суперкороткими кофтами, едва прикрывающими уже обычные трусы, но именно чалмы с высокими атласными трусами, которых было буквально пять выходов на все дефиле, стали самыми цитируемыми и узнаваемыми луками из той коллекции. Трусы сами по себе — вообще белье, будуар,— не были какой-то новостью, а даже были вполне исторической частью моды, как и сама по себе чалма, тоже не впервые тогда выведенная на подиум, но вместе они были настолько из разных опер и настолько не стыковались с тем, как можно одеться, что это вызвало особое оживление. И Прада на бэкстейдже после показа успокаивала журналистов в том смысле, что не волнуйтесь, никто не заставляет ходить в трусах и чалме, есть же и разные юбки и платья. Пропорции опять же были максимально смещены в сторону ног и их длины, и вообще эти плотные атласные трусы смотрелись восхитительно.

Весна-лето 2009 года станет юбилейной, 40-й коллекцией, отметившей 20-летие Maison Martin Margiela,— и последней, сделанной Мартином Марджелой. И это придаст ей некоторый символический смысл. Марджела в ней покажет абсолютно узнаваемые свои предметы — узкие плечи-сигареты с приподнятым окатом рукава, с которых он начинал в 90-е, прямые широкие плечи, на которые он перешел в начале 2000-х, телесные боди с плечами-крылышками, топы из пластиковых пакетов, шубы из волос и т. д. И эти вещи он наденет или на голое тело, или на телесные трико, или сами по себе, как, например, боди,— только обозначив верхнюю одежду куском красной ткани, накинутой сверху и покрывающей лицо модели, или синей лентой, обмотанной вокруг ее корпуса. Такого количества верха без всякого низа — причем вполне институционального верха — не было до того, пожалуй, ни в одной из других коллекций Марджелы.

90-е годы прошли под знаком деконструкции, именно деконструирование кроя и силуэта стало главным их достижением. Деконструкцией тогда занимались все — японцы, бельгийцы, французы и даже некоторые итальянцы. К началу 2000-х уже никого нельзя было шокировать кособокой юбкой или пришитыми к спине рукавами, а тем более необработанными кромками и вывернутыми наружу швами. Что-то из деконструкторских достижений прижилось и вошло в обиход, что-то осталось — и до сих пор остается — уделом только Рей Кавакубо, но в целом эта первая волна деконструкции уже исчерпала свои возможности. Одновременно все более заметной становилась работа стилистов, которые создавали образы — в модных съемках, но и в сериалах, и самом главном сериале рубежа десятилетий «Sex And The City». Патриша Филд тогда проделала колоссальную работу по разрушению идеи total look, по смешиванию брендов и не брендов, дизайнерского и винтажного, по превращению mix & match в главный фэшн-прием. В пятом сезоне, вышедшем летом 2002-го, Кэрри, фотографируясь для обложки своей книги, отказывается от пеньюара с перьями и выбирает пиджак с ремнем и туфли на шпильках — и все. И это становится ее секси-нарядом.

Дизайнеры к середине десятилетия приходят к новой деконструкции — уже не кроя и силуэта, но дресс-кодов, тех конвенциональных протоколов, которые определяли, что, как, с чем и в каких ситуациях принято носить. Они работают не с конструкцией одежды, но с готовыми формами — предметами обычного гардероба, фактически реди-мейдами, и весь эффект состоит в том, как их сочетать друг с другом и в какой контекст помещать. Фактически они начинают действовать на поле стилистов, заходя на него с другой стороны. Они расшатывают привычные протоколы, согласно которым пиджак должен быть соединен с чем-то ему соответствующим,— и это что-то никак не купальник и не просто голые ноги под ним, а чалма требует, например, струящихся шелковых брюк или такого же платья, но не трусов.

Это и станет второй деконструкцией и приведет следующее поколение фэшн-дизайнеров, создавших новейшую моду, которую все назовут «модой стилистов». Миучча Прада, Жан-Поль Готье и Мартин Марджела, исчезнувший из мира моды после того показа, растворившийся в ее истории и ставший главным героем новой моды, начнут тот процесс, который приведет нас к треникам с шифоновой блузкой, гипюровым юбкам с худи и повсеместным сегодня объемным мужским пиджакам, из-под которых часто не видно, надето ли под ними что-то. К тому, что все можно носить со всем и во всех возможных обстоятельствах. И чем страннее сочетание функций вещей и обстоятельств, тем лучше.

Главные коллекции XXI века

Этот проект посвящен историческим фэшн-коллекциям последних 20 лет. Слово «исторические» здесь буквально значит «те, что вошли в историю моды». Речь пойдет о коллекциях, определявших картину моды нашего века, формировавших понятие «модности» в разные его моменты — прямо или косвенно, моментально или отложенно, непосредственно или опосредованно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах

Дети и подростки, которым исполняется около 15 лет, уже зарабатывают деньги

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире

О десяти самых знаменитых часах, расположенных в разных частях нашего мира

ТехИнсайдер
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
Открыть в приложении