Трэш, китч и драйв
Анна Толстова об Иване Горшкове и фильме «Шоу всего»
Этой весной кинопрограмма Музея современного искусства «Гараж», Garage Screen, выпускает в ограниченный прокат документальный фильм о воронежском художнике Иване Горшкове — «Шоу всего» режиссера Максима Ищенко. Кинопоказы, запланированные на месяц со 2 марта по 1 апреля в Москве, Уфе, Краснодаре, Екатеринбурге, Ижевске, Петербурге и Воронеже, будут сопровождаться дискуссиями и встречами с героем картины. А увидеть собственными глазами, чем занимается Иван Горшков, сейчас можно в Петербурге на выставке «Кристалл чистейшей крезы» в галерее Марины Гисич, сделанной куратором Алексеем Масляевым.
Искусство, особенно современное, редко «говорит само за себя», но, как ни странно, к Ивану Горшкову этот трюизм вполне подходит. На выставке «Кристалл чистейшей крезы» зритель любой степени насмотренности с легкостью ответит себе на вопрос, что это и как это сделано. Что? Картины и скульптуры. Как? Методом коллажа. Тотального, всепоглощающего и всепобеждающего коллажа, в котором перемешались мультики и видеоигры, манга и стрелялки, игрушки и наклейки, шреки и чебурашки, хоббиты и терминаторы, фрики и монстры, и все это отчаянно плющит, колбасит и гличит. Нет, конечно, на вопрос «как?» в плане технических нюансов — что за краски, металлы, смолы, клеи, пластилины, пластмассы и другие композитные материалы тут использованы — с ходу не ответит и специалист. Но зато о чем этот коллаж, где благородные пигменты, бронза и дерево срастаются в невозможные гибриды с китчево-трэшевыми реди-мейдами из ближайшего магазина игрушек, догадаться не сложно. Не в смысле, что здесь изображено — в фильме «Шоу всего» Горшков как раз и говорит, что «старался изо всех сил не изобразить ничего». А в смысле, что здесь выражено — ведь, несмотря на вынужденную изобразительность игрушечных реди-мейдов, работы Горшкова, и прежде всего те, что можно отнести к классу «картин», выглядят абстрактным экспрессионизмом постинтернета, дриппингом, где в роли брызг краски — растекающиеся кляксами по картинной плоскости собачонка мультяшного происхождения или вооруженный до зубов воин из какой‑то стрелялки. Разглядывая этот многосерийный пейзаж после битвы высокого искусства с масскультом, зритель отметит, как быстро сокращается дистанция, разделяющая садового гнома и чудищ Виллы Палагония, чужих с хищниками и готические гаргульи. Но чтобы проверить, верно ли мы поймали это ощущение веселой тошноты от образного изобилия, какая