Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья, и за многие века кто только не носил эту фамилию — от обычных воевод и генералов до крупных гражданских чиновников, литераторов и путешественников. Пика политического могущества фамилия достигла в XVIII веке, хотя продолжала играть заметную роль до самой гибели Российской империи.
Как отдельный род Вяземские появились в XIV веке — нетрудно догадаться, что были они правителями Вяземского княжества. Разобраться в переплетениях их родословной нелегко даже специалистам: в числе прочего историки спорят о том, когда жил (и существовал ли вообще) предок Вяземских — Андрей Владимирович по прозвищу Долгая Рука. При этом происхождение рода от потомков Владимира Мономаха, князей смоленских, особых сомнений не вызывает. По этой линии Вяземские в том числе приходятся родственниками Дашковым и Кропоткиным (гербы у всех трёх семейств тоже схожи и отсылают к гербу княжества смоленского).

Род был разветвлённым и многочисленным, но до XVIII столетия мало кому из Вяземских удавалось пробиться на самый верх. Служили они в основном воеводами, стольниками или стряпчими. Из этого ряда выбивается князь Афанасий Вяземский, который при Иване Грозном стал одним из руководителей опричнины и некоторое время считался самым доверенным приближённым царя — к примеру, лекарства Иван Васильевич принимал только из его рук. Однако в итоге Вяземский разделил судьбу многих других любимцев Грозного: в 1570 году на князя написали донос (якобы он предупредил жителей Великого Новгорода о готовящемся опричном походе на город), и царская милость тут же сменилась гневом. Афанасий Иванович не выдержал жестоких пыток и умер в заточении.