Между искусством и фейком
10 эпизодов сюр(реализм)а в моде
В современной моде слово «сюрреализм» вновь стало постоянно звучащим, хотя сейчас имеется в виду чаще всего его укороченная версия. От сюрреализма моды 20–30-х годов прошлого века к сюру 20-х годов нынешнего ведет вполне непрерывная линия, хотя выглядит она на разных этапах по-разному. Елена Стафьева приводит примеры.
Сознательность и спонтанность, отчетливость и зыбкость, смутная тревожность и явный ужас — все эти свойства восприятия свойственны не только искусству, но и моде: сюрреалистическая картина мира так или иначе воспроизводилась ею все эти сто лет, проявляясь с разной степенью интенсивности и принимая разные формы. Она могла быть очень рафинированной и эстетской, как у родоначальницы жанра Эльзы Скьяпарелли, а могла заваливаться в абсурд почти бунюэлевской силы, как это показано в бессмертной сцене голого дефиле в финале «Pret-a-porter» Роберта Олтмана. В нашем списке главных сюрреалистических вех моды есть и то и другое.
1Elsa Schiaparelli
SS 1937, Lobster dress
Платье с омаром можно считать условным началом сюрреализма в моде — и на примере этого платья отлично видно, что проявляется он отнюдь не в экстравагантности. Оно сделано просто и даже строго, да и омар сам по себе не выглядит натуралистично или провокационно — и то и другое возникает из актуального художественного контекста: это омар с рисунка Дали «Минотавр», где он буквально вылезает из чрева самки минотавра. Платье Скьяпарелли — очевидная отсылка к Дали, омар расположен на его подоле так, будто появился изнутри женщины, на которую оно надето. И когда Уоллис Симпсон, будущая герцогиня Виндзорская, надела это платье для съемки в Vogue, она, конечно, играла именно с этим образом, намекая на свою репутацию разрушительницы и пожирательницы. Так Скьяпарелли переводит язык сюрреалистического искусства на язык сюрреалистической моды, так работает ее собственный сюрреализм: строгая простота силуэта — острота, неожиданность и глубина ассоциаций, вызванных деталями.
2Christian Dior
SS 1949, Miss Dior dress
Кристиан Диор с его изящной праздничностью, с его рафинированной парижскостью, с его любовью к Людовикам и фиксацией на цветах и корсетах кажется максимально далеким от всякого сюрреализма. И его new look, появившийся сразу после самой страшной эпохи в новейшей истории, знаменовал как раз возвращение к нормальной жизни, к прекрасной Франции, к Belle Epoque. Но для самого Диора, пережившего войну и оккупацию, эта нормальная жизнь, возможно, так по-настоящему никогда и не вернулась. Платье Miss Dior 1949 года, как и тогда же появившиеся первые диоровские духи, было названо так в честь его сестры Катрин, участвовавшей в Сопротивлении и чудом выжившей в немецком концлагере. После войны она уехала в Прованс и полностью посвятила всю свою оставшуюся жизнь садоводству.
Платье-клумба, полностью покрытое мелкими искусственными цветами, как бы целиком состоящее из миллиона маленьких маргариток, выглядит как цветочная блокада, которая должна заглушить, замаскировать весь пережитый ужас. Возможно, для самого Диора это не было сознательным жестом — но с чем, как не с подсознанием, имеет дело сюрреализм. Именно это, кажется, видел в платье и Раф Симонс, показавший в своей коллекции Dior FW 14 реплику Miss Dior, но абсолютно черную, где вместо клумбы и многоцветия — выжженная земля. Вообще, Симонс весь свой Dior, начиная с первого показа в стенах из живых цветов, построил на интерпретации метафоры женщин-цветов именно как диоровской обсессии.