Николай Изволов о том, как была восстановлена «История Гражданской войны»

WeekendРепортаж

«Когда погибают ваши товарищи, вряд ли вы видите за этим какую-то метафору»

Николай Изволов о том, как была восстановлена «История Гражданской войны» Дзиги Вертова и как смотреть ее сегодня

Николай Изволов. Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В российский прокат выходит «История Гражданской войны» Дзиги Вертова. Фильм, снятый в 1921 году, считался утраченным и в прошлом году был восстановлен киноведом Николаем Изволовым. Это второе обращение Изволова к наследию классика советcкого кино — в 2018-м он же восстановил дебютный фильм Вертова «Годовщина революции». В фильме можно увидеть Гражданскую войну глазами ее свидетелей и участников: к моменту создания «Истории Гражданской войны» советский миф о Гражданской еще не сложился, а ее герои еще не прошли сталинские чистки. О том, как и почему был утрачен фильм, что он рассказывал современникам и о чем говорит потомкам, Николай Изволов рассказал Константину Шавловскому.

Какую историю рассказывает фильм Вертова?

Это история прежде всего мозаичная. Это пазл, который не до конца собран. Дело в том, что Гражданская война была судьбоносным событием для всего человечества, она продолжалась несколько лет, фронтовая линия была огромна, а снимали ее всего пять-шесть операторов. И конечно, они не могли поспеть повсюду. То, что удалось снять, было смонтировано Вертовым. Например, мятеж анархистов в Москве в 1918 году снят, а вот эсеровский мятеж — уже нет. В фильме очень много Троцкого, потому что он всегда выезжал на фронт с оператором, а Сталина — нет, хотя и должен был быть. Сталин занимался обороной Царицына — и известно, что был знаменитый экспериментальный этюд Вертова «Бой под Царицыном», снятый в 1919 году, который, к сожалению, не сохранился. Это, кстати, одна из немногих частей «Истории Гражданской войны», которую мне найти не удалось.

У Вертова были личные отношения со Сталиным?

Личных отношений, думаю, не было ни с Лениным, ни с Троцким, ни со Сталиным. Хотя он был вхож, конечно же, в секретариат Ленина и приятельствовал с редакцией газеты «Правда», с Марией Ильиничной Ульяновой, сестрой Ленина. Возможно, был знаком с Крупской. По легенде, когда Вертов заболел в 1919 году, Ленин прислал ему из Кремля початую бутылку красного вина. И Вертов потом всю жизнь думал, пробовал ли Ленин это вино сам или нет. Но тесных отношений с советскими правителями у Вертова не было.

И все же хроники Гражданской войны сохранилось на порядок больше, чем та, что вошла в фильм Вертова. По какому принципу он включал или не включал те или иные события?

Можно только догадываться, но не нужно, как мне кажется, искать здесь дополнительные смыслы. Работа делалась в исключительно сжатые сроки: полуторачасовой фильм был смонтирован всего за 10 дней. Он был сделан для показа на Третьем конгрессе Коминтерна, который проходил в июне 1921 года в Москве. Причем большинству иностранных участников этого конгресса — японцам, немцам, индусам, венграм — были совершенно неизвестны герои этого фильма: они понятия не имели, кто такие Смилга, Киров, Казаданов, Орджоникидзе, Мехоношин, Кожевников. Кроме верных сталинцев Буденного, Ворошилова и Калинина, почти никто не пережил 1937-й: Орджоникидзе застрелился, Раскольников умер при загадочных обстоятельствах, и смерть его до сих пор окружена тайной, кто-то провел всю жизнь в тюрьме, как Казаданов, кто-то сошел с ума в лагере, как Кожевников, Лариса Рейснер умерла, выпив некипяченого молока. Она, кстати, не обозначена у Вертова в титрах, но в фильме есть кадр, где на корме военного катера, идущего по Каме, сидят три человека. Это Иннокентий Кожевников, командующий Партизанской армией, Федор Раскольников, на тот момент командующий Волжско-Каспийской флотилией, и Лариса Рейснер, которая на тот момент была женой Раскольникова и комиссаром Волжско-Каспийской флотилии. Очень красивая женщина в шляпке.

То есть «История Гражданской войны» сегодня смотрится еще и как реквием победителям?

Да, на экране мы видим детей революции, которых она совсем скоро сожрет, но они еще не знают об этом. И Вертов, конечно же, в 1921 году этого еще не знал.

Как так вышло, что фильм оказался утерян?

Он не был тиражирован, то есть существовал в единственном экземпляре, а киноархивов тогда еще не было. Первый государственный архив появился в 1926 году, и в него попали только те фильмы, которые сохранились на складах киностудии в редакционных отделах. Довольно много фильмов погибло просто потому, что их никто не сохранял. В этом не было злого умысла, во всех странах статистика примерно одинакова, и у нас, и в Европе, и в США погибло примерно 80% фильмов немого периода.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
Чего нельзя делать женщинам после 35 лет: горькие ошибки, за которые мы платим своей молодостью Чего нельзя делать женщинам после 35 лет: горькие ошибки, за которые мы платим своей молодостью

Какие досадные ошибки ты можешь допустить в этой отчаянной борьбе со старением

VOICE
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
10 мужских недостатков, которые на самом деле достоинства 10 мужских недостатков, которые на самом деле достоинства

Иногда полезно взглянуть на недостатки немного другими глазами

VOICE
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Почему опасно быть милым: 6 причин Почему опасно быть милым: 6 причин

Что плохого в умении быть приятным, любезным, легким в общении?

Psychologies
Эффект плацебо Эффект плацебо

Организм лечит себя потихоньку, а мы приписываем улучшение препаратам

Добрые советы
Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов

Как изменить отношение к чужому мнению?

Psychologies
Вадим Фефилов: «Тени Мали». Продолжение романа «Клинки капитана Бенфики» Вадим Фефилов: «Тени Мали». Продолжение романа «Клинки капитана Бенфики»

Отрывок из продолжения романа о приключениях капитана Бенфики

СНОБ
Надежный щит для иммунитета Надежный щит для иммунитета

Средства, которые поднимут твои защитные силы на новый уровень

Лиза
Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них

Отрывок из книги «Мы живем на Сатурне» о людях с пограничным расстройством

Psychologies
Может ли солнечная буря оставить всю Землю без интернета? Может ли солнечная буря оставить всю Землю без интернета?

Какой мощности нужна солнечная буря, чтобы вырубить всю Сеть на Земле

ТехИнсайдер
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
«Жизнь — это диалог» «Жизнь — это диалог»

Актриса Юлия Хлынина рассказала, почему образ Нины — это зеркало поколения

OK!
Образ жизни Образ жизни

Архитектор и дизайнер Аня Дружинина показывает дачу с садом

Собака.ru
«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других

Турчанки всегда завоевывали сердца мужчин, но как им это удается?

VOICE
На кончиках пяльцев… На кончиках пяльцев…

Как научиться вышивать, если очень хочется, но совсем не знаете, с чего начать

Новый очаг
Испуг, страх, тревога и тревожность: чем они отличаются? Испуг, страх, тревога и тревожность: чем они отличаются?

Что отличает испуг и страх? Как отличить здоровую тревогу от нездоровой?

Psychologies
Без промаха Без промаха

Как избежать досадных ошибок при ремонте

Добрые советы
«Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве «Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве

Как исполнение мечты о собственном ресторане привело Леру Шулюмову в суд

Forbes
Сейчас! Или никогда? Сейчас! Или никогда?

Зачем нам надо осознать, что такое антропоцен, гиперобъект и постгуманизм?

Собака.ru
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Страшная деревенская история от Марьяны Романовой

VOICE
Бада-бум обетованный Бада-бум обетованный

«Пятый элемент» Люка Бессона: утопия, которую мы потеряли

Weekend
Грусть, ревность и тревога: как пережить разлуку и сохранить отношения на расстоянии Грусть, ревность и тревога: как пережить разлуку и сохранить отношения на расстоянии

Как пережить внезапную разлуку с партнером?

Forbes
Спасти и сохранить Спасти и сохранить

Как путешествовать по диким местам без ущерба для природы

РБК
Азиатские сообщества в Москве Азиатские сообщества в Москве

Азиатские коммьюнити: быт, страх и надежды их представителей

Правила жизни
Брат мой, враг мой: почему враждуют братья и сестры? Брат мой, враг мой: почему враждуют братья и сестры?

Разобраться в сложных отношениях сиблингов поможет аналитик Генри Абрамович

Psychologies
82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте 82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте

В чем особенность романов французской писательницы Анни Эрно?

Psychologies
Перестаньте выбрасывать яичную скорлупу! 5 креативных идей использования яичной оболочки Перестаньте выбрасывать яичную скорлупу! 5 креативных идей использования яичной оболочки

Вы наверняка думали, что яичная скорлупа — бесполезная вещь

ТехИнсайдер
Открыть в приложении