Кино и родина едины
«Кино 3.0»: новый учебник истории российского кинематографа
Недавно возглавивший журнал «Искусство кино» кинокритик Никита Карцев решил попробовать свои силы в режиссуре и снял для платформы Premier, входящей в холдинг «Газпроммедиа», трехсерийный док «Кино 3.0», рассказывающий альтернативную историю российского кинематографа за 30 лет. Что из этого получилось, разбирается Зинаида Пронченко.
Российское кино родилось в 1992-м — именно в этом году на титрах перестали писать слово «СССР». Тем не менее фильм Карцева начинается со свидетельства о чуть более древних временах, а именно с монолога Светланы Дружининой, авторки позднесоветского хита «Гардемарины, вперед!» (1987). Дружинина в душевной манере сообщает на камеру, при каких обстоятельствах она встретилась с писательницей Ниной Соротокиной, собственно и придумавшей отважных гардемаринов, как трудно было в плане бюджета, как далеко от места съемок и от ее чаяний располагались какие-то там реформаторы с какими-то реформами. И вообще, в то, что творилось в стране в те годы, она не вникала. Отчасти вторит ей и следующий респондент — Сергей Урсуляк, только начинавший в конце восьмидесятых свой творческий путь. Денег не было. Делать было нечего. Однако уточняет, что с советским прощаться не хотелось. Советское учило хорошему. Урсуляка сменяют персонажи сильно младше — Алексей Нужный («Я худею», 2018), Жора Крыжовников («Горько!», 2013) и Клим Шипенко («Вызов», 2023). Все они тоже говорят про деньги. Впрочем, изредка отвлекаясь на детские воспоминания — о репертуарах видеосалонов и о том искреннем тепле, что исходило от отцовской фигуры Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем» (1994).