Как «Евровидение» справлялось с общеевропейскими кризисами
А с коронавирусом не справилось
26 июня на Netflix выходит комедия «Евровидение: История огненной саги» Питера Добкина с Уиллом Ферреллом и Рейчел Макадамс в главных ролях — небольшое утешение для всех, кто в этом году остался без самого странного музыкального конкурса. Отмена «Евровидения» из-за пандемии стала беспрецедентной: за последние 65 лет в Европе чего только ни случалось, но конкурс, придуманный еще в 1950-м для сплочения послевоенной Европы и впервые прошедший в 1956-м, ни разу не отменяли — все проблемы сплоченная Европа решала прямо на сцене. Рассказываем, как «Евровидение» справлялось с предыдущими европейскими кризисами и какие песни можно считать их настоящими символами.
Евровидение-1978 и арабо-израильский конфликт
Песня: A-Ba-Ni-Bi
Исполнитель: Изхар Коэн и группа Alpha Beta
В 1978 году конкурс впервые выиграл Израиль. Диско-хит о том, как любовь понимают дети, тут же стал причиной небольшого международного скандала и получил дополнительное политическое звучание. Иордания, в войне Судного дня выступавшая в поддержку военной атаки на Израиль, сначала отказалась транслировать выступление Изхара Коэна (вместо нее был включен клип с цветочками), а после и вовсе объявила, что конкурс выиграла Бельгия (которая на самом деле заняла второе место). В тель-авивском аэропорту Коэна после конкурса встречали как национального героя.
Евровидение-1968 и режим Франко
Песня: La, Lа, Lа
Исполнитель: Massiel
В 1968 году «Евровидение» проходило в Лондоне, а абсолютным фаворитом конкурса был «британский Элвис» Клифф Ричард с песней «Congratulations». Победу Англия так и не получила: на один балл ее сенсационно обошла Испания, чье участие в конкурсе еще за год до этого было под вопросом (победную «La, Lа, Lа» изначально должен был исполнять Жуан Серрат, снятый с конкурса за то, что хотел петь на каталанском). Объяснение случившемуся попытались дать в 2008 году в документальном фильме «1968. Я пережил испанский май» — согласно режиссеру Фернандесу Вилле, диктаторское правительство Франко, желая немного исправить имидж, шантажировало судей.