Холст, смерть
Анна Толстова о мумиях и искусстве бессмертия в Пушкинском
В ГМИИ имени Пушкина открыты две выставки: «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» и «Бегство в Египет. Ирина Затуловская». Совместный проект Пушкинского музея и Курчатовского института по исследованию египетских мумий длился около четырех лет и обернулся выставкой на самую актуальную сегодня тему — о смерти.
«Греко-римский период. IV век до н. э. Биологический возраст — 20–40 лет. Человеческие останки, бальзамирующие вещества, лен», «Поздний период. VII–IV века до н. э. Биологический возраст 40–50 лет. Человеческие останки, бальзамирующие вещества, лен» — читаем на этикетках. Мы зачарованы Древним Египтом, ведь он соткан из того, к чему сознание, сколько бы оно ни просвещалось и ни рационализировалось, будет тянуться,— из тайны и мистики, которыми окутан главный человеческий вопрос: а что там, за порогом бытия? Проект по изучению мумий, начатый Пушкинским музеем и Курчатовским институтом в 2017 году, снимает, как и положено науке, этот флер таинственности: компьютерно-томографическое сканирование, антропологическое исследование, палеогенетический и химический анализы мумий позволили установить их пол, возраст, диагнозы, принадлежность к тому или иному антропологическому типу, ученые узнали больше о способах пеленания и бальзамирования и установили, что некоторые мумии покоятся в чужих саркофагах, причем одна из древнейших, датирующихся IV тыс. до н.э. египетских мумий в коллекции ГМИИ, мумия ребенка, и вовсе лежит в поддельном глиняном гробике, фальшивке XIX века. Историки культуры не отстают от физиков в том, чтобы рассеять мистическую дымку: с выставки вы уйдете знатоком древнеегипетских погребальных ритуалов, унося в памяти строки «Книги мертвых», обрывки мифов и множество подробностей о социально-экономических реалиях древнеегипетской жизни, подчас комических. Взять ту же модель паломнической лодки, найденную в захоронении какого‑то олигарха эпохи Среднего царства: сам он, видимо, так и не удосужился поклониться Осирису в Абидосе или Бусирисе, но предъявляет фиктивный отчет о духовной командировке в виде расписного деревянного бучинторо с уютной каютой по центру и фигурками длинноногих гребцов за работой.