Человек смотрящий
«История кино: Новое поколение»: новый фильм главного визуального философа современности
В прокат выходит «История кино: Новое поколение» Марка Казинса. Визуальный философ из Эдинбурга, киноманьяк и кинотрикстер, автор многочасовых фильмов об истории кино в своем новом проекте исследует пандемию, камеру GoPro, новый киноязык и старые способы гипнотизировать зрителя.
Формально «Новое поколение» — продолжение великой 900-минутной саги Казинса «История кино: Одиссея» (2011), своеобразный поэтический учебник по кинематографии, видеоэссе о чуде и о способах его сотворить. Казинс размышляет о том, как новое время повлияло на документальное и игровое кино, препарирует жанры и темы, проходится по новым трендам, размышляет о новых технологиях. Но не зацикливается на всем этом. Его, как и всегда, интересуют гораздо более глобальные вещи: какие фильмы сейчас входят в историю? кто мы? как нас выразило кино?
Он не просто ценит фильмы, он ими живет, он гуляет по ним и дышит ими. Казинс обожает мюзиклы и роуд-муви, индийское и иранское кино, музыку, ходить пешком; он всегда носит с собой заламинированный кадр из фильма Герца Франка «Старше на 10 минут» и набивает на своем теле имена любимых: Форуг (иранская поэтесса и режиссер Форуг Фаррохзад, которую Казинс считает первым великим иранским режиссером), Эйзенштейн, Орсон Уэллс, Кира Муратова, но еще и Мария Кюри, Ле Корбюзье, Альбрехт Дюрер, Поль Сезанн. Он смотрит фильмы ежедневно и ценит даже плохое кино: в каждом фильме что-то есть — свет, солнце, какая-то монтажная склейка,— что-то, что, как он говорит в «Новом поколении», может заново осветить жизнь.
Он всегда играет с фильмами и режиссерами, как ребенок с кубиками или машинками. Например, он способен склеить два фильма в один, чтобы получился триллер о мужской ярости и о том, что все огни — огонь («Больше, чем „Сияние"», 2016), чтобы уничтожить единственную копию фильма после фестивального показа. Топором. Или снять фильм об Орсоне Уэллсе («Глаза Орсона Уэллса», 2018) в форме любовного письма. Или сделать 14-часовое роуд-муви, рассказывающее о кинематографе на примере фильмов, снятых