Быть и казаться
«Симон с горы»: тайная жизнь людей с особенностями
C 20 по 29 сентября в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдет Фестиваль единственных фильмов. В его основной программе — фильмы, по тем или иным причинам оставшиеся единственными для их создателей. Во второй части будут показаны заметные международные дебюты этого года, среди которых и победитель каннской Недели критики «Симон с горы» — аргентинский фильм о принятии, притворстве и нейроотличности.
Симону — 21. Он представляется ассистентом грузчика, говорит, что не умеет готовить и убирать за собой ванную, но может заправить постель. Мы видим его среди воспитанников школы для подростков с особенностями, однако вскоре становится ясно, что он не совсем тот, за кого себя выдает. Вопрос об истинной сущности героя этого провокативного, загадочного, но чрезвычайно нежного и проникновенного дебюта Федерико Луиса остается открытым и после финальных титров. Оттолкнувшись от необычного эпизода из собственной жизни, аргентинский режиссер и сценарист создает амбивалентную фигуру, позволяющую под непривычным углом взглянуть и на мир обыденности взрослых, и на подростковую вселенную, переопределяя границы нормальности, механизмы социальной мимикрии и истоки желания быть принятым обществом.
В «Симоне с горы» снимались непрофессиональные актеры с разными нейроотличиями, и физически ощутимый контакт с ними и между ними — безусловно, одно из главных достоинств фильма. Достичь такого уровня доверия мог только свой, статус которого Луис завоевал, работая помощником театрального педагога для тинейджеров с особенностями. Там он и встретил Пеуэна Педре, который исполняет в фильме роль ближайшего друга и проводника Симона в мир людей с инвалидностью. Собственно, он и предложил режиссеру идею примерить личину нейроотличного и помощь в освоении тонкостей этого амплуа: часть сцен — например, попытка получить бесплатные