Для бизнеса нынешний кризис — лакмусовая бумажка устойчивости бизнес-модели

ForbesБизнес

Всадник 2020: что ждет российский бизнес в период нестабильности

Для бизнеса нынешний кризис — лакмусовая бумажка устойчивости бизнес-модели и гибкости, однако уже в конце этого года можно будет начать наверстывать упущенное, считает руководитель управления по работе с крупными компаниями «Райффайзенбанка» Дмитрий Средин

Дмитрий Средин

Распрощаться со всадником-2020 можно будет лишь к концу года, полагают аналитики. Фото Getty Images

Мировому рынку акций потребовался месяц для того, чтобы отреагировать на нового «черного лебедя». Первые подтвержденные случаи заболевания коронавирусом за пределами Китая были зафиксированы 20 января, а 19 февраля индекс S&P 500 отправился в затяжной спад и за 16 торговых сессий потерял 20%, что стало самым быстрым переходом к медвежьему рынку за всю историю.

Однако панические настроения инвесторов — лишь увеличительное стекло защитной реакции мировой экономики. Потребительский спрос падает, валюты обновляют исторические минимумы: фунт стерлингов упал к доллару до минимального значения за последние 35 лет, похожее пике проходят валюты развивающихся рынков — мексиканский песо, бразильский реал и рубль. Рынки столкнулись одновременно и с шоком предложения, вызванного сбоями в цепочках поставок из крупнейших производственных хабов Китая, и с шоком спроса, обусловленного изменением потребительского поведения. На него уже отреагировали крупнейшие мировые ритейл-сети, производители электроники и автомобилей (Ford, General Motors, Volkswagen, Toyota, Fiat Chrysler, а затем и Tesla приостановили работу своих заводов в США), появилась и первая статистика о снижении доходов розничных сетей в Китае.

Регуляторы по всему миру принимают фискальные меры для того, чтобы стимулировать экономики: ЕЦБ анонсировал покупку ценных бумаг на сумму €750 млрд до конца 2020 года, ФРС и другие регуляторы объявили о снижении ключевой ставки, которое позволит облегчить кредитование бизнеса. 

К мерам финансовых регуляторов добавляются действия правительства: США анонсировали субсидии физическим лицам и малому бизнесу в размере $250 млрд. Также рассматривается выплата $50 млрд в виде банковских гарантий для авиаиндустрии и $150 млрд для тех отраслей, которые затронет экономический спад. Однако эти меры, которые, безусловно, помогут малому бизнесу держаться на плаву, сами по себе не станут стимулом для развития экономики: в отличие от предыдущих кризисов, которые были связаны с дефицитом ликвидности у бизнеса и платежеспособности у клиентов, решающими факторами для перезапуска потребительского спроса в этот раз будет завершение пандемии и адаптация потребителей к новым валютным курсам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении