Всадник 2020: что ждет российский бизнес в период нестабильности
Для бизнеса нынешний кризис — лакмусовая бумажка устойчивости бизнес-модели и гибкости, однако уже в конце этого года можно будет начать наверстывать упущенное, считает руководитель управления по работе с крупными компаниями «Райффайзенбанка» Дмитрий Средин
Мировому рынку акций потребовался месяц для того, чтобы отреагировать на нового «черного лебедя». Первые подтвержденные случаи заболевания коронавирусом за пределами Китая были зафиксированы 20 января, а 19 февраля индекс S&P 500 отправился в затяжной спад и за 16 торговых сессий потерял 20%, что стало самым быстрым переходом к медвежьему рынку за всю историю.
Однако панические настроения инвесторов — лишь увеличительное стекло защитной реакции мировой экономики. Потребительский спрос падает, валюты обновляют исторические минимумы: фунт стерлингов упал к доллару до минимального значения за последние 35 лет, похожее пике проходят валюты развивающихся рынков — мексиканский песо, бразильский реал и рубль. Рынки столкнулись одновременно и с шоком предложения, вызванного сбоями в цепочках поставок из крупнейших производственных хабов Китая, и с шоком спроса, обусловленного изменением потребительского поведения. На него уже отреагировали крупнейшие мировые ритейл-сети, производители электроники и автомобилей (Ford, General Motors, Volkswagen, Toyota, Fiat Chrysler, а затем и Tesla приостановили работу своих заводов в США), появилась и первая статистика о снижении доходов розничных сетей в Китае.
Регуляторы по всему миру принимают фискальные меры для того, чтобы стимулировать экономики: ЕЦБ анонсировал покупку ценных бумаг на сумму €750 млрд до конца 2020 года, ФРС и другие регуляторы объявили о снижении ключевой ставки, которое позволит облегчить кредитование бизнеса.
К мерам финансовых регуляторов добавляются действия правительства: США анонсировали субсидии физическим лицам и малому бизнесу в размере $250 млрд. Также рассматривается выплата $50 млрд в виде банковских гарантий для авиаиндустрии и $150 млрд для тех отраслей, которые затронет экономический спад. Однако эти меры, которые, безусловно, помогут малому бизнесу держаться на плаву, сами по себе не станут стимулом для развития экономики: в отличие от предыдущих кризисов, которые были связаны с дефицитом ликвидности у бизнеса и платежеспособности у клиентов, решающими факторами для перезапуска потребительского спроса в этот раз будет завершение пандемии и адаптация потребителей к новым валютным курсам.