Время сильных женщин: как Теруань де Мерикур боролась за равноправие в XVIII веке
Теруань де Мерикур — общественная деятельница эпохи Великой французской революции, которая боролась за расширение прав женщин. Вооруженная саблей и пистолетом, она участвовала во взятии Бастилии. Forbes Woman изучил биографию француженки, которая разрушала гендерные стереотипы еще в XVIII веке, несмотря на обвинения в непристойном поведении.
Анн-Жозеф Теруань родилась в 1762 году в Маркуре (или Мерикуре), деревне к югу от Льежа, в семье фермера. Анн рано лишилась матери — когда та умерла, девочке было всего пять лет. Данные о том, как проходило ее детство, расходятся; по одной из версий, отец отдал дочь на воспитание в монастырь, а в 17 лет девушка сбежала с дворянином, в которого влюбилась, но отношения продлились недолго. Анн работала гувернанткой и училась пению.
Во Франции XVIII века (времен Людовика XVI) «женщины имели влияние, являясь хозяйками литературных и философских салонов, но они — и это совершенно очевидно — не имели никакой политической власти», объясняет французский историк Франсуаза Кермина. Подчинение и послушание — сначала отцу или опекуну, а затем мужу — были главными принципами жизни женщины, которая считалась скорее дополнением к мужчине, чем полноценным человеком. Непослушную, чересчур самостоятельную или просто неугодную женщину могли отправить в монастырь. Кроме того, родители могли заставить дочь выйти замуж за нелюбимого человека. Тем более что только в замужестве она могла реализоваться, ведь ее главной задачей была забота о семье.
Однако Анн, судя по сообщениям историков, это не устраивало. «Женщины имеют те же естественные права, что и мужчины, поэтому крайне несправедливо, что мы не имеем таких же прав в обществе», — говорила Анн. Уже скоро ей представилась возможность повлиять на порядок вещей.
Взятие Бастилии
5 мая 1789 года во Франции состоялось важное историческое событие: открылось заседание Генеральных штатов, созванных королем Людовиком XVI, как ответ на экономический и политический кризис, поразивший страну. Это было собрание представителей трех сословий (дворянства, духовенства и всех остальных — третьего сословия), на котором должны были приниматься решения о том, как, например, будут взиматься налоги и в целом — как реформировать страну. Однако обсуждения быстро зашли в тупик. В результате третье сословие создало собственное собрание — Национальную конституционную ассамблею, — которое, несмотря на противодействие со стороны короля и дворян, в итоге превратилось в законодательный орган.
Анн начала посещать заседания Национальной ассамблеи как слушательница. Речи о равенстве вне зависимости от положения вдохновляли ее, как и других французов: не зря в будущем девизом революции стал лозунг «Свобода, равенство, братство». Если все сословия равны между собой, и крестьянин ничем не хуже дворянина, то и женщина ничем не хуже мужчины. Анн считала, что ей и другим француженкам пришло время изменить свое положение.