Угроза c севера
Из-за внезапной вспышки сибирской язвы несколько лет назад целый район на Ямале был закрыт на карантин. Тем временем в Норвегии вода просочилась в подземное «хранилище судного дня», где на холоде сберегаются семена тысяч растений со всего мира. Мерзлота продолжает таять, заставляя всерьез задуматься о приближении того самого «судного дня».
Российский Ямал и норвежский Свальбард (Шпицберген), как и почти четверть всей суши Северного полушария, покрывает вечная мерзлота. Чем ближе к полюсу, тем обширнее и стабильнее участки этой никогда не протаивающей смеси из каменных пород, льда, почвы и органики. Кое-где ее глубина превышает километр, а возраст достигает сотен тысяч лет.
Однако большая часть мерзлоты сформировалась в ходе последней ледниковой эпохи, закончившейся около 11 800 лет назад. Ближе к поверхности сохраняются слои следующих глобальных похолоданий, включая малый ледниковый период XIV–XIX веков. Теперь, когда температура на планете растет с каждым годом, они начинают таять первыми. Из гигантского естественного морозильника «утекает» все, что оставалось заперто в нем на долгие годы и столетия.
Воскрешение видов
Вечная мерзлота сохраняет умеренную минусовую температуру, нейтральный рН, в ее глубине всегда темно и практически нет кислорода. Такие условия почти идеальны для длительного сохранения тех форм жизни, которые способны останавливать свой метаболизм в ожидании лучшего времени: для семян растений, для спор грибов и микробов. Все они ждут подходящего момента, чтобы снова «воскреснуть».
В 2012 году это продемонстрировали биологи из подмосковного Пущина, вырастившие узколистую смолевку возрастом почти 32 тысячи лет. Безымянная белка спрятала семена растения в одной из своих кладовых у берега Колымы еще в позднем плейстоцене. Эти грызуны устраивают «заначки» сотнями, постоянно забывая про них. Так вышло и со смолевкой, семена которой за тысячи лет погрузились в мерзлоту на глубину 38 метров и оставались там, пока до них не добрались ученые.
С тех пор список организмов, «воскрешенных» после тысяч лет ледяной спячки, заметно расширился. Из мерзлоты, открывшейся в результате таяния ледника на канадском острове Элсмир, вырастили мох Aulacomnium возрастом около 40 тысяч лет. В 2018 году ученые вернули к жизни крошечных круглых червей, которые провели в анабиозе не менее 30 тысяч лет. И если уж нематоды выдержали столь долгое испытание мерзлотой, то в аналогичных способностях микроорганизмов можно не сомневаться.