План города-сада
Россия в Казахстане готовит стройку АЭС в степи на берегу Балхаша. С советских времен тут безуспешно начинали ряд энергопроектов, напоминанием о которых стал Улькен – поселок, население которого пока только убывает

«Росатом» совместно с казахстанским атомным агентством 8 августа дал старт изыскательным работам на площадке первой АЭС Казахстана. Они продлятся около 18 месяцев. Полный срок монтажа станции составит примерно 11 лет. АЭС разместится на привлекательной с советских времен индустриальной площадке, у поселка Улькен. Все проекты, запускавшиеся с 1980-х гг., там так и не реализовались. Городок на полупустынном берегу огромного, крупнейшего в Центральной Азии озера Балхаш стал почти «призраком». От населения города – спутника строившейся тогда советской Южно-Казахстанской ГРЭС осталась четверть: людей кормит озеро и мелкие промыслы.
«Здесь будет город-сад»
Присутствовавший на церемонии начала разведочных работ 8 августа гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, стоя на возведенной возле будущей стройки сцене, был оптимистичен: «Смотря на эти бескрайние степи, на прекрасное озеро Балхаш, воображение рисует, что здесь будет лет через 5–7». «Я уверен, что это будет не просто самый современный, самый безопасный промышленный объект. Я думаю, что это будет прекрасный город. Город-сад, в который захочется приехать <...> Сама атомная электростанция – это несколько тысяч высококвалифицированных рабочих мест, а инфраструктура требует в 10 раз больше», – заверил Лихачев.
Ему вторили в видеообращениях жители городов-спутников, которые строил и строит «Росатом» возле АЭС в Белоруссии, Турции и других странах. Они пожелали тем, кто приедет работать на будущей станции, воспользоваться благами проекта. Замглавы атомного агентства Казахстана Асет Махамбетов, отвечая на вопросы журналистов, уточнил, что непосредственно на пике стройки будет требоваться «до 10 000 специалистов». А во время эксплуатации только непосредственно двух энергоблоков станции потребуется около 2000 специалистов-атомщиков.
Лихачев напомнил, что именно в Казахстане, в Актау, в советские времена был построен уникальный промышленный реактор БН350. Он снабжал энергией, теплом и водой город на берегу Каспия, бывший в СССР «одним из самых привлекательных мест для работы атомщиков»: «Я уверен, такая же судьба ждет и Улькен». Один из участников церемонии, наблюдая полупустынный пейзаж вокруг, вслух задался вопросом: «Тяжело, наверное, будет сюда, в такое место соблазнить приехать специалистов, да еще с семьями».
По словам редактора отраслевого портала Atominfo Александра Уварова, судя по опыту сопоставимой по мощности и размеру БелАЭС, в городе при станции должно жить около 15 000 человек: «По возрастной структуре на первых порах он сильно помолодеет. В атомной энергетике популярны династии, а с учетом длительного жизненного цикла АЭС работать на ней станут даже не внуки, а правнуки первопроходцев».
На игровых площадках в Улькене слышны детские голоса. Но останутся ли эти дети тут, зависит от работодателя и инфраструктуры. Уваров напоминает, что станция перейдет после постройки во владение Казахстана, основная социальная ответственность будет на заказчике и получателе прибыли от энергии: «Росатом», скорее всего, как минимум будет предлагать казахстанской стороне наработки по строительству».