Новый вызов для миллениалов. Итоги мозгового штурма
Ответы читателей проекта «Сноб» на вопрос, заданный в предыдущем материале Катерины Мурашовой: что делать, если вы или ваш ребенок лежит на диване и ничего не хочет делать?
За два дня откликнулось больше сотни людей из самых разных уголков мира. Значит, тема действительно актуальна. Всем огромное спасибо!
Обсуждение получилось «с обеих сторон», то есть о своем видении проблемы написали и родители подростков, и сами подростки, и молодые взрослые — бывшие и нынешние. Меня по-хорошему поразило спокойное достоинство и, не побоюсь этого слова, мужество большинства корреспондентов, которые рассказывали свои истории. И голой дидактики было намного меньше, чем я, если честно, ожидала.
Получился корпус живых и литературно грамотно оформленных мнений и историй по стремительно актуализирующейся прямо сейчас теме. Думаю, что по количеству и качеству собранных в одном месте разных мнений и историй о затронутой проблеме созданный нами совместно за два дня корпус текстов абсолютно уникален, во всяком случае в русскоязычном интернете, а географический охват придает нашему собранию дополнительный объем. Какое-то время им можно будет пользоваться как энциклопедией по данному вопросу. Его может читать и осмыслять любой человек, которого эта тема коснулась лично, который думает о профилактике или область научных или практически-специальных интересов которого (тут я говорю о педагогах, психологах практиках и т.д.) как-то со всем этим пересекается.
Таким образом, одну свою задачу я безусловно решила. Теперь, когда ко мне на консультацию придет семья с проблемой подростка, который не знает, чего он хочет, и предпочитает вместо всего лежать на диване, я дам им ссылку на наше обсуждение и скажу: прочтите внимательно и подумайте над прочитанным — может быть, у вашего видения происходящего откроются какие-то новые грани. И я искренне уверена, что во многих случаях так и будет.
Самое ценное для меня в нашем небольшом исследовательском проекте — личные истории. Я сама не столько психолог, сколько рассказчик историй, и искренне считаю, что по своему психотерапевтическому и познавательному воздействию они намного сильнее всего остального. Исторический опыт человечества и мой собственный опыт практического психолога говорят то же самое: теоретические выкладки люди помнят (даже если их поняли и были с ними абсолютно согласны) приблизительно минут десять после выхода из моего кабинета, а истории — десятилетиями. А уж сколько веков успешно передается дидактическая сказка-история про «золушек», которая обращена к матерям и говорит о том, что если дочерей-подростков слишком баловать, то их шансы удачно выйти замуж будут стремиться к нулю...