С балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для Китая это уже не фантастика

Вокруг светаПутешествия

Выйти из сумрака

Самый высокий мост, самый длинный тоннель, самый большой дом… Китайцы любят удивлять мир рекордами. В ближайших планах — превзойти одно из семи чудес света, висячие сады Семирамиды. Прямо с балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для нового Китая это уже не фантастика

Текст Мария Мернова

0:00 /
1349.967

Стройными рядами китайские пассажиры покидают самолет, севший в Шанхае. Русские журналисты, разбросанные по салону, собираются в кучку. Таможня встречает нас огороженными лентой узкими проходами, заставляющими встать в шеренгу. Виза коллективная, поэтому выстраиваемся по алфавиту, чтобы больше уже не покидать строй все время пребывания в Китае.

Встречающая нашу группу китаянка-гид, назвавшаяся для удобства русским именем Мила, пересчитывает нас по головам и громко командует разбиться на пары. Недовольно хмыкаем, но принимаем правила игры. Оглядываюсь вокруг — китайское людское море не хаотично. Вот строй школьников в спортивных костюмах, вот шеренга бабушек в панамках, вот четкие звенья товарищей в пиджаках и с портфелями. Все подчинено какому-то внутреннему порядку. Случайных людей в Китае нет.

Разбить лбы

Наслышанная о грязном воздухе Шанхая, первым делом отыскиваю в багаже свое лекарство от астмы. Выходим из аэропорта. Странно: вместо смога — яркое солнце и вполне себе свежий, пахнущий цветами воздух. Вдоль всей эстакады — контейнеры с благоухающими растениями. Красиво встречает гостей Шанхай. Отъезжаем от аэропорта и мчимся по автобану. Мимо проносятся ряды кустов и клумб. Взлетаем на второй, а затем и на третий этаж развязки. Опускаю голову и вижу опоры эстакады, опутанные мощными зелеными лианами. Они карабкаются по сетке, которой обтянуты все бетонные поверхности.

Типичный пейзаж Шанхая — многоэтажки, ощетинившиеся антеннами и шестами, на которых натянуты веревки. На них, словно в старом итальянском городке, сушится белье. Счастливцы, живущие на втором этаже над магазинами, оккупируют выступающие их крыши, расширяя тем самым свои крохотные квартирки. На таком пятачке умещаются и прачечная, и столовая, и садик — миниатюрные растеньица торчат из кадок. Те, кто не может позволить себе даже мини-сад, украшают терраску искусственными цветами. Главное, чтобы было чем любоваться. Масштаб для китайцев не имеет принципиального значения: человек не должен противопоставлять себя природе, надо чувствовать себя ее частицей. Как писал драматург Ли Юй (XVII век), «горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», важно «в меньшем увидеть наибольшее». В Китае распространены миниатюрные сады. Их здесь называют «лоб кошки». Если есть сосна, бамбук, вода и камни, значит, есть сад.

Именно эта традиция в современном Китае нашла отражение в идее вертикального озеленения. Не хватает места на земле — смотри выше: есть еще крыши, стены, балконы. Вот рабочие высаживают какие-то деревья на крышу пятиэтажного офисного здания. Следующей весной здесь будет цвести сад. Такие «лбы кошек» проектируют, рассчитывая максимальный вес нагрузки на крышу и укрепляя ее водонепроницаемыми материалами. По словам старшего инженера центра озеленения Шанхая, за год засаживают около 400 000 квадратных метров крыш.

Статус «зеленых бульваров» получают улицы, длина которых больше 500 метров, а 90% площади вдоль тротуаров и проезжей части засажено благородными видами деревьев: платанами, камфорными лаврами и кельрейтериями. Получить такой статус выгодно. За растениями «зеленых бульваров» бесплатно ухаживают муниципальные службы: распыляют питательную смесь, укутывают в особо холодные зимние дни кустарники и пальмы, следят за здоровьем старых деревьев (многим экземплярам больше 90 лет). Такие улицы моментально притягивают жителей. Даже в самых крошечных садиках по утрам играют оркестры, люди приходят позаниматься гимнастикой и погулять перед рабочим днем. Аренда недвижимости на улицах, имеющих статус «зеленых бульваров», поднимается, так что дело это не только затратное, но и прибыльное — в долгосрочной перспективе.

Город-сад

Китайцы любят все «самое» и беззастенчиво как дети копируют лучшие образцы мировой архитектуры. Увидев миланский проект «Вертикальный лес» итальянского архитектора Стефано Боэри, в Китае решили, что такой же, только больше и лучше, должен быть и у них. И пригласили мастера. Первый в Азии экспериментальный «лес» должен вырасти в ближайшие годы в городе Нанкине. При поддержке инвестиционной государственной группы Боэри строит две башни высотой 108 и 200 метров, которые сверху донизу будут покрыты 23 видами деревьев и более чем 2500 кустарников. На таком количестве зелени, как рассчитывает Боэри, смогут ужиться несколько видов птиц. Так восстановится биобаланс среды промышленного города. По расчетам, растения будут поглощать более 18 тонн углекислого газа и обеспечивать город 16,5 тонн кислорода в год. В зданиях разместятся офисы, отель, рестораны, музей и «зеленая школа», а на крыше заработает бассейн и частный клуб. Сам архитектор называет свой китайский проект «пересадкой кожи» — целенаправленным вмешательством, призванным создать новую жизнь в небольшом уголке загрязненного Китая. Но на этом Боэри не планирует останавливаться. Он готовит «пересадку органов»: глобальную разработку новой концепции китайских городов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хранители Хранители

Как буйволы стали национальным достоянием Индонезии

Вокруг света
И наконец построили... И наконец построили...

Как М-11 изменит путешествие из Петербурга в Москву?

Огонёк
Режим полета Режим полета

«Вокруг света» отправился в Оман

Вокруг света
Анна Михалкова: «Нет никакой трагедии в том, чтобы остаться одному» Анна Михалкова: «Нет никакой трагедии в том, чтобы остаться одному»

В прокат выходит фильм Анны Пармас «Давай разведемся»

GQ
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Как правильно рассчитать освещенность квартиры? Как правильно рассчитать освещенность квартиры?

Как правильно рассчитать освещенность каждого помещения в доме?

CHIP
Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
Как правильно пить самбуку? Лучшие способы — с поджиганием и не только Как правильно пить самбуку? Лучшие способы — с поджиганием и не только

У этого напитка есть несколько интересных вариаций употребления

Playboy
Ухо капитана Дженкинса Ухо капитана Дженкинса

Как из-за одного конфликта разразилась война, ставшая практически мировой

Дилетант
Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании

В 2018 году бренду Ralph Lauren исполнилось 50 лет

РБК
Большая игра Большая игра

Раз в году в отдельно взятой стране надежда на счастье побеждает здравый смысл

Вокруг света
Темная сторона самодисциплины Темная сторона самодисциплины

У самоконтроля и дисциплины есть и темная сторона

Psychologies
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
Спортсменка года: Алина Загитова Спортсменка года: Алина Загитова

Алина Загитова — лучшая российская фигуристка-одиночница

Glamour
Шагающий город Шагающий город

Жители Кируны, переезжая, решили взять с собой город

Вокруг света
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
Конец чуда: как Боливия при Эво Моралесе выбралась из нищеты, но оказалась на пороге гиперинфляции и дефолта Конец чуда: как Боливия при Эво Моралесе выбралась из нищеты, но оказалась на пороге гиперинфляции и дефолта

Что ждет Боливию дальше?

Forbes
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
Что общего у заброшенной фабрики, модного лофта и паблик-спейса: рассказывает Алексей Капитанов Что общего у заброшенной фабрики, модного лофта и паблик-спейса: рассказывает Алексей Капитанов

Насколько тяжелы в реализации современные центры городского отдыха

Esquire
Новогодние приключения Новогодние приключения

Зимние праздники - прекрасное время для путешествий на автомобиле всей семьей

Вокруг света
Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец» Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец»

Андрей Тарковский-младший о своём отце - знаменитом режиссере Андрее Торковском

Эксперт
Война и мир, или три встречи с Кустурицей Война и мир, или три встречи с Кустурицей

Репортаж из Боснии и Герцеговины глазами Эмира Кустурицы

Вокруг света
Режиссер года: Алина Пязок Режиссер года: Алина Пязок

Алина Пязок — один из самых известных клипмейкеров страны

Glamour
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Напитки по правилам Напитки по правилам

Полезно и вкусно? Летние альтернативы воде

Худеем правильно
Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света
«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых роскошных самолетов россиян «Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых роскошных самолетов россиян

На каких самолетах летают российские миллиардеры?

Forbes
Неронные связи: 7 мифов о римском императоре Неронные связи: 7 мифов о римском императоре

Правда и мифы о римском императоре Нероне

Вокруг света
И в службу, и в дружбу И в службу, и в дружбу

Подруги, которые не побоялись рискнуть и открыли вместе собственное дело

Cosmopolitan
Открыть в приложении