Прекрасные мошенницы
Орхидеи — куртизанки растительного мира. Миллионы лет эти цветы оттачивали мастерство соблазнения и обмана. Очередной жертвой их коварного обаяния пали люди.
В непроходимых джунглях на севере Колумбии британский ботаник-любитель Том Дайк едва не погиб, проведя в плену у местных боевиков больше девяти месяцев. Но уже вскоре после освобождения Том отправился в новую экспедицию: страсть оказалась сильнее страха. Дайк — один из современных продолжателей почтенной традиции охотников за орхидеями, авантюристов, которые уже 200 лет прочесывают дикие уголки планеты в поиске бесценных цветов.
Орхидных известно больше 28 тысяч видов, и многие из них специализируются к жизни в строго определенной экологической нише. Некоторые могут расти лишь в единственной горной долине, другие опыляются всего одним видом насекомых, ради привлечения которых раскрывают цветы самых необычных форм, оттенков и ароматов. «Один выглядит как немецкая овчарка с высунутым языком, — говорит специалист по орхидеям Сьюзан Орлин. — Еще один — как луковица. Как осьминожка. Этот похож на Микки-Мауса. Этот притворяется мертвым».
Разнообразие орхидей вкупе с их уникальностью питает одну из самых сильных человеческих страстей — страсть коллекционирования. Современные технологии позволяют выращивать отдельные виды в промышленных количествах, и годовой оборот этой индустрии оценивается примерно в полмиллиарда долларов. Но некоторые орхидеи и сейчас доступны лишь в штучных экземплярах, не давая покоя коллекционерам. Цены на такие цветы достигают сотен тысяч долларов, развита нелегальная торговля, а ради обнаружения еще неизвестных видов фанатики, такие как Том Дайк, забираются в опасную глушь, куда не ступала нога ботаника.
Массовое помутнение
В самом деле, большинство доступных районов были пройдены еще джентльменами викторианской Англии, которые первыми из европейцев «распробовали» орхидеи. Считается, что все началось с Уильяма Суэйнсона, приславшего на родину образцы бразильской флоры. В Лондоне хрупкие стебли — натуралист счел их невзрачными растениями-паразитами — внезапно расцвели. Раскрылись цветы такие необычные, что посмотреть на них выстраивались очереди. Англию накрыло «орхидное помутнение» — в англоязычной литературе orchidelirium.
Крайне капризные растения плохо росли «в неволе», и единственным источником новых цветов оставались постоянные экспедиции. Поэтому уже вскоре за ними отправились отряды охотников — вдохновенных ботаников, увлеченных коллекционеров и просто авантюристов. Считается, что жертвами этой страсти пали десятки, если не сотни, человек. Так, из восьмерых охотников, высадившихся на Филиппинах в 1901 году, вернулся лишь один, зато он привез с собой тысячи уникальных орхидей-фаленопсисов и стал легендой.