Ваза и надстройка
Москвичка Кристина Краснянская отмечает юбилей своей галереи и дает читательницам Vogue мастер-класс по искусству в интерьере.
Крупные локоны, нежное платьице, мягкий голос: «Девочка из хорошей семьи» назывался бы ее портрет, нарисуй его кто-то из реалистов. Тут, впрочем, никакой ошибки нет: дочь углепромышленника Георгия Краснянского, выпускница экономфака МГИМО и Института культурного просветительства воспитанна и образованна безукоризненно. Десять-двенадцать лет назад едва ли не каждая молодая и красивая девушка в столице, устав от титула «светской львицы», становилась дизайнером интерьеров или галеристкой. Имена их самих, как и названия галерей, с тех пор канули в Лету, а вот Кристина Краснянская не только удержала свою галерею «Эритаж» на плаву, но и заработала репутацию — она арт-дилер, куратор множества выставок в зарубежных музеях, с недавних пор — попечитель знаменитой коллекции Костаки, важнейшего собрания русского авангарда и нонконформизма в Музее современного искусства в Салониках. В насыщенном арт-мире столицы она сумела занять свою нишу — по живописи художников русской эмиграции первой волны и мебели и предметам интерьера советской эпохи.
Мы беседуем в ее новой квартире на Якиманке с видом на Центральный дом художника и Крымский мост. В серых стенах со светло-коричневыми ореховыми панелями, под черными светильниками соседствуют стулья классика датского модернизма Ханса Вегнера, итальянский комод в стиле novecento и французская ваза 1950‑х годов. На стенах — любимые Кристиной художники: Поляков, Ланской, Зверев, Булатов. «Мне было важно соединить у себя дома работы разных жанров и направлений из моей личной коллекции», — говорит Кристина. Любимая вещь хозяйки — метровая скульптура «Тотем» итальянского дизайнера Этторе Соттсасса, столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. «Я увидела ее на выставке в Базеле и просто не смогла пройти мимо. Это керамическая скульптура с уникальным провенансом — она принадлежала вдове автора. У меня уже несколько раз хотели ее купить, но я твердо намерена сохранить скульптуру у себя».
«Я занималась традиционными жанрами искусства: живописью и графикой, — рассказывает Кристина. — На все предложения обратить внимание на предметы мебели и дизайна я отвечала категорическим отказом. Считала, что меня это никогда не заинтересует. Как говорится, never say never». В 2011 году вместе с авторитетными французскими галереями, специалистом по XVIII веку Didier Aaron и установившей моду на семидесятые Yves Gastou, Краснянская провела в Москве масштабную выставку коллекционной мебели: там были кресла, зеркала, часы, столики и секретеры знаменитых мебельщиков XVIII столетия Жан-Франсуа Эбена, Мартин-Гийома Бьенне и Жан-Жака Вернера и предметы от нынешних звезд авангардного дизайна вроде космического кресла Джо Коломбо, ярко-желтого пластикового письменного стола Мориса Цалки или кубической консоли Этторе Соттсасса.