Революция Розы
Актриса Роза Хайруллина и шоумен Александр Гудков встретились в «Гоголь-центре», чтобы поговорить о старых клоунах, молодых рэперах, тишине и славе.
Казалось бы, что общего у Розы Хайруллиной и Саши Гудкова? Разные поколения, бэкграунд, сферы творчества.
Он — бывший кавээнщик из Ступино, сегодня, пожалуй, главный комик страны, ответственный за шутки в «Вечернем Урганте», Comedy Woman и за хулиганские клипы Филиппа Киркорова. В январе дебютирует как актер в мелодраме Даши Чаруши «Марафон желаний», но главная его роль все-таки за кадром: Саша в фильме — автор диалогов.
Она — родилась в Норильске в семье ссыльных, выпускница Казанского театрального училища, была звездой Казанского ТЮЗа, а когда он в 1996 году сгорел, перебралась в самарский «СамАрт». В 2009‑м Константин Богомолов позвал Хайруллину в Москву и поставил с ней свои лучшие спектакли: «Лира», «Карамазовых», «Идеального мужа». Роза часто играла в них мужчин: шекспировского короля, Алешу Карамазова.
Этой зимой на канале «Россия» выходит сериал «Зулейха открывает глаза» по книге Гузели Яхиной, где Хайруллина играет зловещую свекровь главной героини. В январе в «Гоголь-центре» премьера «Петровых в гриппе» молодого режиссера Антона Федорова по роману Алексея Сальникова, наделавшему много шума в прошлом году. У Розы роль… гриппа. Но говорить о премьерах раньше первого показа она отказывается. Зато, пока мы ждем Сашу, рассказывает, что сейчас ей интересен театр, максимально приближающийся к перформансу — вроде казанской постановки молодого режиссера Васи Березина «Мне показалось», где у Розы поэтический бенефис. Или другой пример — швейцарский проект «Пожалуйста, дальше (Гамлет)», где зрители принимают участие в суде над датским принцем, а на сцене не только актеры, но и настоящие юристы.
«Перформанс как одноразовый шприц», — пытается объяснить Роза. Пожалуй, готовность к любым творческим экспериментам и страстный интерес к тому, что происходит здесь и сейчас, и роднит их с Гудковым.
Роза: Знаешь, что мне интересно? Как стирать границу между артистом в жизни и артистом на сцене или на экране, как сделать так, чтобы его не принимали за небожителя? Он же не на небе, он ходит по этой земле. Но когда в него вселяется Нарцисс?
Саша: Может, это как-то с молоком матери впитывается? Мне кажется, что две трети наших артистов всю жизнь пытаются доказать, что они лучшие.
Роза: Ну ты же понимаешь, что это глупо? Ты родился — и уже доказал, что ты есть. А какой смысл говорить небу, земле, океану, что ты круче? Тебя не будет, а они останутся. Вот я хочу стать деревом. Оно стоит себе и стоит. Весной распускается, осенью сбрасывает листья — и не рефлексирует по этому поводу. Вот ты говоришь, что с молоком матери все приходит… Есть история про Томаса Эдисона. Учитель сказал его маме: «Ваш сын не может учиться в нашей школе, потому что он умственно отсталый». Мама Эдисона приходит домой и говорит: «Знаешь, мы уезжаем, потому что мне педагог сказал, что ты гений и должен учиться с детьми высокоодаренными». Они переезжают, и Эдисон только после смерти мамы узнает эту историю. И этот человек, номинированный на Нобелевскую премию, проплакал три дня о своей матери — в этой ситуации гением оказалась именно она.