Свет жизни: как автомобильные фары влияют на безопасность
За более чем вековую историю автомобиля все его составляющие претерпели столь значительные изменения, что зачастую современные узлы и агрегаты из общего со своими предками имеют разве что принцип работы да название. И один из таких элементов — фара.
Этот осветительный прибор за десятилетия эволюционировал из банального керосинового фонаря и взрывоопасной ацетиленовой горелки в сложное устройство, использующее лампы или светодиоды, а теперь уже и лазеры. И это не просто стремление автопроизводителей сделать свои автомобили технологичнее и выделиться на фоне конкурентов — работа со светотехникой в целом и с фарами в частности позволяет одновременно вести успешную охоту за двумя зайцами.
Свет как элемент дизайна
Как ни странно, но больше других появлению новых технологий в области автомобильного света радуются дизайнеры. Все потому, что каждое новое решение позволяет им проявлять больше и больше фантазии в создании фирменного стиля марок и моделей. Поскольку раньше все фары были круглыми или прямоугольными и приблизительно одного размера, то приходилось идти на огромные компромиссы по части дизайна. Сейчас же, когда появились компактные источники света, которые позволяют придавать им какую угодно форму, работа дизайнеров стала легче. Однако дизайн водителям не так важен, как безопасность. И это второй аспект, на который непосредственно влияет светотехника.
Лучи безопасности
На пути к конвейеру каждый автомобиль проходит тысячи испытаний, проезжает миллионы километров на испытаниях — и все ради того, чтобы машина была надежной и безопасной. Безопасность бывает пассивной и активной. К пассивной относят силовую структуру кузова, ремни и надувные подушки — словом, все то, что вступает в работу по защите водителя и пассажиров в момент столкновения. На активную безопасность работают системы, которые делают все, чтобы автомобиль в аварию не попадал в принципе. В первую очередь, говоря об активной безопасности, люди вспоминают многочисленных электронных помощников, ассистирующих водителю, но практически никто не вспоминает о фарах. А ведь это — один из важнейших элементов безопасности не только для тех, кто находится в автомобиле, но и для окружающих.
Каждый, кто получал водительское удостоверение, помнит термин «Недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) и требование соблюдать скорость не только с учетом действующего ограничения, но и «метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения». Водителям также всегда стоит держать в голове, что остановочный путь автомобиля (расстояние, которое пройдет машина с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки) всегда должен быть меньше расстояния видимости — то есть скорость нужно выбирать так, чтобы вы гарантированно могли остановиться, когда на пути появится препятствие. И если в городах и на некоторых трассах, где есть уличное освещение, проблем с этим нет, то на основной части дорог и направлений России полагаться можно только на фары своего автомобиля.
Никакой самодеятельности
Эпоха масляных и ацетиленовых фонарей на машинах стала достоянием истории и сейчас большинство автомобилей оснащаются фарами с лампами накаливания и газоразрядными лампами, а также активно набирают обороты различные технические решения на основе светодиодов. Естественно, что чем современнее фара, тем лучше она освещает дорогу — галогенная лучше традиционной лампы накаливания, ксеноновая (она же газоразрядная), как и светодиодная, превосходит галогенную. И вроде бы все очевидно — если хотите видеть лучше и дальше, установите ксеноновую оптику, — но есть несколько нюансов.
Во-первых, конструктивные особенности автомобиля. Каждая модель рассчитана на определенный тип фар, и просто так поменять обычные лампы накаливания на ксеноновые или светодиодные нельзя. Во-вторых, даже если вы адаптируете новейшие лазерно-люминофорные фары к своему автомобилю, то ваши старания не оценит ГИБДД. Пункт 3 статьи 12.5. КоАП России «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» дает однозначную оценку такой технической смекалке — от полугода до года ходьбы пешком.