Королевы бала
В Большом — балет. В Театре наций — спектакль. В кинотеатрах — трейлер будущего фильма. Нас ждут сразу три премьеры по «Мастеру и Маргарите». Исполнительницы главной роли в них: Екатерина Крысанова, Чулпан Хаматова и Юлия Снигирь — о бале у сатаны, полетах без одежды над Москвой и тревожащей актуальности романа Булгакова.
«Пандемия научила меня менее болезненно относиться к тому, что ты изменить не можешь, и больше ценить то, что у тебя есть в данный момент. В частности, свободу — жить, самовыражаться, да просто выпить капучино из чашечки с блюдцем на набережной, — говорит прима Большого театра Екатерина Крысанова. — И когда Маргарита выбирает потусторонний мир, она в нем раскрывается, раскрепощается, становится свободной. Да, у нее есть обязательства перед другими и перед собой. Но никто не заставляет ее стоять в железной короне и истекать кровью, это ее свободный выбор».
Крысанова репетирует балет «Мастер и Маргарита» с румынским хореографом Эдвардом Клюгом, который уже ставил на сцене Большого «Петрушку», — премьера назначена на 1 декабря. Примерно тогда же Театр наций планирует первые показы спектакля канадского визионера Робера Лепажа с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных и не только ролях. И наконец, Юлия Снигирь вместе с Евгением Цыгановым закончили сниматься у режиссера «Серебряных коньков» Михаила Локшина в «Воланде» — трейлер покажут на этот Новый год, кино целиком — ближе к следующему.
Три Маргариты — тенденция или совпадение? И то и то. Пандемия много кому смешала карты, да и сами проекты в общем непростой судьбы. Фильм по Булгакову должен был снимать другой режиссер и по другому сценарию, Снигирь, кстати, была утверждена изначально. Лепаж начал готовиться к проекту чуть ли не пять лет назад («Когда все в очередной раз остановилось, я решила, что сыграю Маргариту на пенсии», — смеется Чулпан). Премьера балета перенеслась из-за локдауна. Люди суеверные усмотрели бы в этом булгаковскую мистику. Писатель Дмитрий Быков рассказывал историю про то, как сорежиссер «Бега» Владимир Наумов мечтал экранизировать «Мастера и Маргариту», но проект достался Элему Климову, а Наумову приснилась последняя жена Булгакова Елена Сергеевна и сказала, что Михаил Афанасьевич против экранизации. Климов кино не снял. Фильм Юрия Кары столько лет пролежал на полке, что, когда вышел, казался абсолютным анахронизмом. И даже сериал Владимира Бортко, так любимого зрителями за «Собачье сердце», запомнился в основном плюшевым котом. Заколдованный роман?
«В нашей профессии тяжело верить в мистику, — улыбается Крысанова. — День длинный, пока дойдешь до сцены, всякое может встретиться: и пустое ведро, и черная кошка, если всему придавать значение, балет не станцуешь».
«Сначала у меня было беспокойство из-за всей этой мистики и череды неудач с проектами в прошлом, — говорит Снигирь. — И я, которая всегда приходит вовремя, на встречу с режиссером, где должно было подтвердиться, что все, работаем, опоздала на час. Что-то все время происходило на дороге. За это время я напридумывала себе всякого и вошла к Локшину с перекошенным лицом: «Миша, наверное, все это что-то да означает». — «Юля, я тебя умоляю, это просто московские пробки». И как-то меня отпустило. А о том, что не получалось раньше, не очень красиво рассуждать. Но, может, дело в технологиях. Или в попытках экранизировать книгу дословно. У нас фильм называется «Воланд» и рассказывает в том числе о том, как Булгаков писал роман, а он очень многое, вплоть до черного кота, черпал из своей жизни. Мне кажется, снимать эту историю нужно легко и дерзко, не боясь отойти от текста. И Миша как раз такой».
Самые удачные фильмы и постановки по Булгакову обращались с первоисточником без пиетета, считает кинокритик Антон Долин, приводя в пример гайдаевского «Ивана Васильевича». И это дает повод для оптимизма — современным режиссерам, похоже, сам черт не брат. На вопрос, что бы вы спросили у дьявола жарким июльским днем, Локшин смеется: «Сказал бы, что его не существует. А если бы он сумел доказать обратное, предложил ему роль. Без проб». А Лепаж философствует: «Дьявол дьяволу рознь. Тот, что в «Мастере и Маргарите», очень элегантный и мудрый. Он про свободу. И это вечная проблема — мы все хотим свободы, а потом или не знаем, что с ней делать, или понимаем, что ответственность слишком велика. Так что я бы поговорил с дьяволом как раз об этом — как быть свободным, не нанося вреда себе и окружающим и принимая не только возможности, но и последствия».