Экологика
Vogue собрал российских дизайнеров, которые создают одежду и аксессуары со всей ответственностью перед планетой.
Вика Газинская — пионер ответственной моды в России. О важности осознанного подхода она говорила задолго до того, как эта тема стала мейнстримом. Например, сегодня дизайнеры один за другим отказываются от натурального меха; Вика же не использовала его никогда. «Я не работаю с кожей и мехом, это исключительно мое личное убеждение. Для меня это так же естественно, как чистить зубы, как для кого-то — пить кофе, — пожимает она плечами. — Через свои работы, инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) я проецирую свое внутреннее состояние вовне. Я не призываю никого бороться за экологичность, обливать краской кого-то. Мне не нравится слово «борьба», в этих вечных «против» один только негатив».
«Где есть человек, всегда будет и вред для природы. Вспомните фильм «Угра: территория любви». Там люди живут экологично — спят в юртах, плетут ковры. Мы так жить не сможем. Но можем вред минимизировать».
Вместо «борьбы» Вика предлагает каждому подумать, что лично он может сделать, чтобы жить этичней. Задуматься, нужна ли еще одна юбка или пара обуви. Отказаться от пластиковой упаковки. Выбирать правильные материалы, когда это возможно. Потому что одним махом перейти на «зеленые» рельсы не выйдет — это длительный процесс. «Полностью экологичных альтернатив натуральной коже, например, нет, — рассказывает Газинская. — Есть, скажем, компания, которая делает кожзам из яблок и ананасов. Но их в составе 50 процентов. Остальные 50 — те же нефтеотходы. Пока это работает только так. Все как в истории со стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон: зависит от того, кто на него смотрит. Ведь такой кожзам уже в два раза экологичнее прежних».
Сейчас Вика запускает новую марку, полностью посвященную этичной моде. Называется VIKA 2.0 (как перезагрузка матрицы), первый дроп обещают показать уже в начале лета на MatchesFashion — фокус будет сделан на платьях в узнаваемом стиле Vika Gazinskaya. И вообще на комфортной одежде, которая не стесняет в движениях и вполне доступна по цене: в меру нарядные платья должны стоить в районе 500 евро. К каждой вещи будет прилагаться паспорт, который подробно расскажет, из чего точно она сделана. А на сайте марки можно будет прочесть еще более подробную информацию: что делается или может быть сделано, чтобы максимально соответствовать понятию sustainable. «У нас, — увлеченно делится дизайнер, — и пуговицы, и молнии, и вся фурнитура — «правильные». Есть, например, пуговицы и пряжки из кокосового ореха, пуговицы из косточек других видов ореха, а есть интересные экземпляры, частично состоящие из рисовой шелухи, мочевины и переработанных отходов. Молнии — из переработанного пластика и хлопка. Некоторые «шелковые» платья с цветочными принтами на самом деле тоже из пластика. Это красивые, комфортные в носке вещи; но да, в прошлом это использованные бутылки, мусор из океана. Того, что ткань просто экологична, мало. Важно внешнее, осязаемое качество и, конечно же, дизайн. Недавно все обсуждали статью про искусственную кожу из кактуса. А я держала ее в руках, трогала, и она некрасивая, жесткая — не модная! Лично я использовать такую не стану. И из десятка тканей из переработанных бутылок выберу две-три лучшие, которые струятся, выглядят красиво, как настоящий люксовый продукт. Для VIKA 2.0 мы выбрали небюджетную, но на сегодняшний день лучшую по sustainable-характеристикам кожу: пластичная, легкая, выглядит дорого. Пустим ее на моднейшие платья-рубашки, юбки, кюлоты!»
1000Morceaux
Магазины формата «1000 мелочей» есть в каждом городе. В их честь назвал свою марку 1000Morceaux Никита Дедель — хотя его сдержанные и парадные вещи меньше всего ассоциируются с лавками товаров первой необходимости. Никита задумал бренд еще пять лет назад, когда учился шить по урокам с YouTube. А первую коллекцию представил в прошлом году — на площадке поддержки молодых художников «СТАРТ». Можно ли считать Никиту в первую очередь художником, а не дизайнером, а его марку — скорее арт-проектом? «Я хочу, чтобы вещи 1000Morceaux носили и воспринимали именно как одежду. Но методы модной индустрии нахожу неэтичными. Не вижу смысла им следовать». Поэтому Никита использует винтажные ткани, дает новую жизнь старым вещам: «Я охочусь за тканями с историей все время, что не шью в студии. Ищу антикварные лавки, скупаю семейные архивы, друзья дарят мне старинные ткани или одежду». Эта любовь передалась ему по наследству: в детстве дизайнера, когда они с семьей жили в Канаде, его мама искала в антикварных лавках старинный текстиль и шила из него одежду. Немудрено, что именно маме Дедель и посвятил марку.