Родом с гоночной трассы
Какие технологии пришли в серийные автомобили от гоночных Porsche
Немного существует в мире автомобильных брендов, настолько тесно связанных с миром автоспорта, как Porsche. Более 30 тысяч гонок, выигранных этими немецкими автомобилями за всю историю соревнований, трудно представить уже само по себе, но дело не только в этом. Можно смело сказать, что автоспорт – это вся жизнь Porsche, людей, работающих в компании. Самый известный инженер Porsche, отдавший компании около четверти века, Ханс Мецгер (Hans Metzger) навсегда вписал золотыми буквами свое имя в историю мира автогонок и мировой автоиндустрии в целом. Он, как и Фердинанд Пиех, – безусловные символы инженерного гения, но десятки специалистов точно так же вносят свой вклад, применяют огромный накопленный опыт, создавая автомобили с, пожалуй, самым спортивным имиджем в мире. Разработанных для спорта и проверенных на гоночных трассах технологий и решений, которые со временем нашли свое применение в гражданских автомобилях, у Porsche десятки и сотни. От концептуального уровня до гениальных в своей продуманности мелочей.
Хотя визитной карточкой марки стали заднемоторная компоновка и горизонтальный оппозитный двигатель легендарной модели Porsche 911 (какие бы заводские индексы ни получала каждая ее новая версия на протяжении уже многих лет), но для миллионов людей она остается именно той самой – 911-й! Немалый вклад компания Porsche внесла и в создание среднемоторной компоновки. Известный, но от этого не менее любопытный факт: создателем считающегося первым в мире среднемоторного гоночного автомобиля Tropfenwagen (1923 год) был Карл Бенц, но дизайн при этом разработал… Фердинанд Порше. Три десятилетия спустя, в 1955 году, компания вывела на гоночные трассы уже собственную модель – Porsche 550 Spyder, имевшую именно такую компоновку. Тогда путь в серию занял 8 лет: в 1963 году был представлен Porsche 904 Carrera GTS, предназначенный для использования за пределами автодромов. В настоящее же время традиция продолжается в линейках Cayman и Boxster.
Интересна судьба еще одного, уже сугубо технического, а не концептуального решения, которое в свое время Porsche применила на гоночных автомобилях. Речь о конических синхронизаторах. Трансмиссия, где такие синхронизаторы были использованы на всех передачах, была впервые установлена на Porsche 356 в 1952 году и пошла в серию практически сразу же. Сейчас, по прошествии многих лет, эволюция техники сделала любопытный виток. Водители серийных автомобилей уже несколько поколений не помнят, что такое двойной выжим сцепления – именно от его необходимости избавили конические синхронизаторы. А вот на спортивных трассах, где сейчас все более распространенными становятся роботизированные трансмиссии (кстати, они тоже имеют синхронизаторы), но в случаях, когда речь идет именно о классической механике, чаще используются несинхронизированные кулачковые коробки. То есть гоночная технология стала со временем скорее гражданской, чем спортивной.
Любителям тюнинга прекрасно известно слово «байпас». Для остальных просто объясним, что байпас (перепускной клапан) используется на двигателях с турбонаддувом и позволяет после того, как водитель убрал ногу с педали газа, сбросить излишнее давление наддува. В противном случае (из-за того, что турбина имеет определенную инерцию и продолжает создавать давление после того, как газ сброшен) могли бы происходить поломки как крыльчатки самой турбины, так и других деталей двигателя. Так вот, на гоночном автомобиле такой клапан был применен Porsche в 1972 году – на гонках серии CanAm. Путь в серию тоже оказался недолгим – через два года технология «прописалась» в Porsche 911 Turbo. Интересно, что и здесь некогда спортивная технология теперь скорее свойственна серийным моделям. С тех пор в по-настоящему «заряженные» спортивные (или тюнинговые) двигатели пришла уже новая разновидность перепускного клапана