Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Инк.Бизнес

«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Текст: Елизавета Пикулицкая. Фото: предоставлены Вадимом Стерлиным

5Cphoto_2025-05-14-10.29.01-1-1.jpeg

Пока Google и «Яндекс» делят традиционный рекламный рынок, экс-менеджер «Яндекс Директа» Вадим Стерлин построил $5,3-миллионный бизнес на новой территории — в мини-приложениях Telegram. Его платформа AdsGram обрабатывает 50 миллионов показов в день и контролирует, по заявлениям самой компании, до 70% рекламного рынка мессенджера. Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились, — в интервью «Инк».

AdsGram в цифрах:

  • $5.3 млн — выручка в 2024 году
  • >20 000 клиентов
  • 45 сотрудников в команде
  • 40-50 млн рекламных показов в день по всему миру
  • $50 000 грант от Ton Foundation
  • 800 партнерских приложений
  • «Лучший сервис покупки рекламы» (по версии TgConf Awards’25)
  • 36,8 млн суммарный месячный охват (согласно отчету Telegram Mini Apps за апрель 2025)

Всю жизнь Вадим Стерлин метался между работой в корпорациях и стартапах: первые явно подходили по компетенциям, но работать в новых амбициозных проектах было интереснее.

Свой первый бизнес Вадим основал еще в студенчестве, когда открыл мастерскую по настройке пианино. Дело не пошло, поэтому он продолжил учебу и поступил в магистратуру, откуда попал на стажировку в Deloitte и McKinsey. Вадим вспоминает, что бо́льшую часть времени приходилось работать над проектами, которые так и остались на бумаге.

После он устроился в Lamoda на роль менеджера проектов. Но уже через несколько месяцев бывший сокурсник Вадима Эльдар позвал его разрабатывать IT-стартап: ПО по защите от подделок, которое работало с помощью NFC-чипов. Их встраивали в товары, чтобы клиенты могли с помощью смартфона проверить подлинность.

Проект назвали Versium. Он прошел через акселератор «Лаборатории Касперского», после чего Вадим и Эльдар решили выйти оттуда и развивать стартап самостоятельно. Финансировать все тоже пришлось самим.

Через год работы молодые люди поняли, что разработка, в которую они вкладывают свое время и деньги, вовсе не нужна рынку. «Мы сделали крутую технологию для защиты от подделок и потратили около двух миллионов (сумма вместе с деньгами из фонда). А потом поняли, что настолько высокая степень защиты вообще никому не нужна. Я на него потратил все свои деньги, сжег на нем все, что у меня было», — вспоминает Вадим.

Проект закрыли, и парень сменил фокус — стал менеджером продукта в «Яндекс Директе». Примерно через год начался его «настоящий», как он сам считает, путь в бизнесе: работа с рекламой открыла для него новый интерес к Telegram, трафику и криптовалюте. В 2021 году, момент бума NFT-проектов, Вадим запустил игру Fanton и на перепродажах заработал $20 тыс.

photo_2025-05-14-10.28.55.jpeg

Проект стал расти и в 2023 году привлек инвестиции, но через полтора года вместе с ростом рынка Telegram Вадим сфокусировался на новой возможности — рекламной системе для мини-аппов. Благодаря связям, наработанным за два года, а также экспертизе в рекламном рынке, он смог убедить Ton Foundation выделить грант на начало проекта. Так начался проект AdsGram — одна из крупнейших рекламных платформ в экосистеме (согласно отчету Telegram Mini Apps, есть у «Инк»).

От «Яндекса» к крипте

— Ты мог построить карьеру в одной из крупнейших компаний России, но все равно выбирал стартапы. Что было самым сложным в переходе от найма к роли предпринимателя?

— Мне часто говорили, что я поработал в лучших компаниях России, но я сейчас начинаю думать, что это не обязательно плюс. Как менеджер я действительно много знаю, но в предпринимательстве это иногда мешает. Иногда я начинаю слишком глубоко закапываться, делать что-то сам и залезать в операционку вместо того, чтобы отдавать задачи команде. Я сейчас много думаю про эту разницу в мышлении. Очень погружен в операционку, а хочется больше времени уделять стратегии.

— Расскажи о своем последнем проекте, из которого ты пришел в AdsGram.

— Я работал в «Яндексе» и занимался рекламой мобильных приложений. Это очень похоже на то, что мы делаем сейчас. В «Яндекс» я пошел, потому что реклама и поиск — это одни из самых сложных и интересных областей в IT. Да, сейчас появился AI, но рекламные технологии продолжают оставаться одним из самых сложных доменов в IT-компаниях.

Я очень хотел расти. В какой-то момент я понял, что на позиции старшего продакта я описываю, как должны работать «фичи», но мне хочется большего — и мотивация работать вообще пропала. Я стал думать, чем еще можно заняться.

Это был 2021-й год. Тогда был бум NFT рынка в крипте. Мой бывший однокурсник Андрей Чунин сделал NFT-коллекцию Animal Red List и продал ее за $2 миллиона. Я захотел сделать что-то подобное и пошел к нему.

Так родился наш NFT-стартап Fantasy Football. Это игра, в которой ты собираешь несколько карточек футболистов и из-за действий этих футболистов в реальной жизни получаешь очки. Цель — собрать команду и набрать больше очков, чем другие игроки.

Мы тогда подумали, что можно это делать в Telegram. Ton тогда был растущим направлением, и над этой идеей мы начали работать в формате сайд-проекта. Когда мы начали, у нас было совсем немного денег — что-то типа $10 тыс. наших с Эльдаром накоплений. Мы потратили их на рекламу, создали канал, рассказали, что будем делать игру c NFT-карточками и устроили предпродажу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении