Шоу продолжается
В российском футболе разгорается масштабный коррупционный скандал, затронувший Премьер-лигу. «Ведомости. Спорт» вспоминает похожий сюжет из чемпионата Франции начала 1990-х

Среди главных новостей российского футбольного межсезонья – арест владельца московского «Торпедо» Леонида Соболева. Его обвиняют «в оказании противоправного влияния на результат спортивного соревнования», фактически – в подкупе судьи. РФС уже исключил клуб из числа участников Российской премьер-лиги. Похожие истории случались и в других чемпионатах. Одна из самых известных произошла на чемпионате Франции в начале 1990-х. Энергичный собственник «Марселя» – предприниматель Бернар Тапи превратил свою команду в европейский топклуб, но вскоре неуемное желание побеждать всегда и везде привело его к полному краху.
Телек по подписке
Во Франции 1960-е относят к трем «славным десятилетиям». Послевоенные годы запомнились подъемом экономики и быстрым ростом доходов. В таких условиях начинал бизнес молодой парижанин Бернар Тапи. В 1966-м он открыл магазин бытовой техники и товаров для дома, быстро прогорел, а через три года предложил совершенно новую для своего времени схему работы с аудиторией – подписку. Так появился Club Bleu, где покупатели платили регулярные взносы за право приобретать телевизоры и прочую электронику по оптовым ценам. Компания была ориентирована не на частников – сотрудничала только с юридическими лицами. Тапи зарабатывал на не товарах, а на подписке – технику он продавал практически по себестоимости. При первой же возможности Бернар нашел покупателя для своего бизнеса. Так он заработал стартовый капитал для следующих проектов.
Идея подписки Тапи понравилась, и в 1974-м он запустил службу экстренной помощи при сердечных заболеваниях. За 800 франков в год (сегодня это около 550 евро) житель Парижа получал специальный пейджер с кнопкой, которая вызывала домой бригаду скорой. Сервис был ориентирован только на людей с проблемами с сердцем, но госпитализация не предусматривалась. Медицинский бизнес оказался неудачным. Клиентов было мало, а однажды один из них скончался. Против Тапи подали иск, обвинили в ложной рекламе. Предприниматель получил год условного срока.
Впрочем, судебное разбирательство на репутации Бернара почти не сказалось. С ним и дальше продолжили вести дела. В конце 1970-х он стал скупать предприятия на грани банкротства – оружейный завод Manufrance, фабрику батареек Wonder, производителя теннисных ракеток Donnay и т. д. Тапи платил символический франк и покрывал долги компаний. Задача – сохранить бизнес и рабочие места. Так предприниматель обрел известность – его называли спасителем банкротов, а многие сделки в итоге принесли ему солидный доход. Тапи перестраивал управленческие процессы, модернизировал производство, вкладывался в маркетинг, искал новых клиентов и даже сам снимался в рекламе (например, как-то предстал на ТВ в образе делового человека с нескончаемой энергией – все благодаря батарейкам под деловым костюмом). После того как компания приходила в норму, Тапи продавал ее новым владельцам. Так он стал миллионером. «Я настоящий капиталист. Имею право на прибыль. Имею право на личный самолет. Я на него заработал», – вспоминал в интервью Le Monde бизнесмен.