«Люблю повторять слова, что актерство — это ходьба по канату»

Караван историйРепортаж

Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: из архива П. Ворожцова

«Люблю повторять слова, произнесенные как-то Аль Пачино, что актерство — это ходьба по канату. Но в кино этот канат лежит на полу, а в театре он натянут на огромной высоте. При этом никогда не позволю себе сказать что-то уничижительное о кино. В моей биографии были картины, в которых я оставил много пота и крови, души».

— Павел, хочу понять: день спектакля — это какой-то особенный день в жизни актера? Есть ли у вас тут какие-то правила? Ну, например, вы не обедаете, перед приездом в театр час гуляете, в театр приезжаете за несколько часов до начала показа?

— У меня, во всяком случае, ничего подобного нет. Хотя день спектакля для актера день, конечно, особенный. Ведь играя ту или иную роль даже в сотый раз, ты никогда не делаешь это одинаково. При этом пустой у тебя желудок перед выходом на сцену или нет, по большому счету неважно. По крайней мере, в моей практике бывали разные случаи, и на игре это никак не сказывалось.

Что же касается времени появления в день спектакля в театре, то никаких строгих правил тут не существует. Когда мы играем «19.14», например, то все собираемся в пять часов, за два часа до начала спектакля. Там обязательно надо пройти все музыкальные номера, танцы, песни. Потому что бывает, и музыканты меняются, и еще что-то. Пораньше лучше встретиться с коллегами и перед спектаклем, в котором много текста.

Словом, все зависит от самого спектакля, его сложности, от твоей роли в нем, от того, наконец, как часто эта постановка стоит в репертуаре МХТ имени Чехова. Бывают, допустим, спектакли, которые мы играем лишь раз в полтора месяца. Так что у меня есть спектакли, на которые я прихожу даже в три часа дня, а есть такие, когда я могу прийти и в шесть вечера. Вот вчера мы играли «Друг мой», он состоит из двух частей, где со сцены я не ухожу в течение полутора часов и бесконечно говорю.

Нелли Уварова и Павел Ворожцов в сериале «Между нами химия», 2024 год.

— Меня всегда поражала способность артистов запоминать большие объемы текста, причем совершенно разного. Вчера был один спектакль, сегодня уже другой. Этому вас учили в Школе-студии МХАТ?

— Ну как учили... Ты просто постоянно тренируешь память.

— Как вы работали над своей?

— Все в конце концов зависит от качества текста. Бывает много текста, он кажется сложным, но учится без проблем. А бывает так, что у тебя всего два предложения, но ты никак не можешь их запомнить. Потому что написаны они коряво, слова какие-то неживые.

Мне, например, легко учится Антон Павлович Чехов. Это не только моя точка зрения, думаю, ее разделяет большинство актеров. Но не только Чехов, конечно. Знаете, как-то за две недели я выучил 40 страниц текста, речь о том самом спектакле «Друг мой». Обычно спектакль репетируется несколько месяцев, но в данном случае возникла аховая ситуация, была необходимость все сделать быстро. Признаюсь, было тяжеловато. Стресс испытал немалый, но справился.

— Как, раскройте технику дела?

— Текст, который надо запомнить, я не спеша переписываю от руки. Это касается, к слову, не только моих ролей в театре, но и работы в кино. Таким образом задействованными оказываются сразу несколько видов памяти.

Еще для запоминания текста я использую диктофон. Технология такая. Записываю на диктофон по предложению. Прочитал первое предложение, потом первое и второе, затем первое, второе и третье — и так далее, каждый раз добавляя по одному новому. Получается очень большой файл, который я, надевая наушники, начинаю постоянно слушать, как музыку, где бы ни находился, в любом положении — стоя, сидя, лежа, на бегу! Словом, слушаю его без конца, чем бы ни занимался, так текст хорошо записывается на «корочку».

— То, о чем вы говорите, очень напоминает работу журналиста. Вы ведь журналист по первому образованию?

— Да, у меня есть диплом журналиста-переводчика. Понимаете, я родился и вырос в Таллине, где окончил русскую школу, после которой особого выбора, где продолжить обучение, не было. Потому что в городе только два вуза, где преподавание велось на русском языке: один — технический, другой — педагогический. Я гуманитарий, выбрал, естественно, второй. Впрочем, в педагогическом была лишь одна кафедра — «Славянская филология», — которая мне подходила. Поскольку только на ней преподавали на русском языке. После завершения обучения на этой кафедре ты мог стать либо филологом, либо учителем русского языка и литературы, либо журналистом. Я понял, что пойду на журналистику, факультет которой вскоре объединили с переводческим. Так я получил диплом журналиста-переводчика.

— Дипломная работа у вас была необычной, что-то про Винни-Пуха?

— Верно, полностью она называлась так: «Проблема перевода авторского текста на примере произведения А. Милна «Винни-Пух». Суть была в том, чтобы разобраться, в чем сложность перевода оригинального текста, придуманного Аланом Милном.

— И в чем она?

— В том, что практически весь текст у Милна состоит из каламбуров. То есть он основан на игре слов. Естественно, английских. А каламбуры с одного языка на другой переводить крайне сложно.

— Впрочем, ни одного дня ни журналистом, ни переводчиком вы не работали?

— Нет, Таллинский педагогический институт, как вы поняли, был в моей жизни случайностью. Ну или вынужденным обстоятельством. Переводчиком я действительно не был, а вот журналистом, можно сказать, работал. Помимо практики в институте, я трудился года два на радио и еще на телевидении целый сезон в качестве ведущего вел передачу для подростков «Видимое-невидимое».

Михаил Пореченков и Павел Ворожцов в сериале «Купцы и дети», 2025 год. Фото предоставлено кинокомпанией Good Story Media

Но у каждого человека, по моему глубокому убеждению, есть какое-то свое предназначение. Вот мое — быть актером, хотя я это понял не сразу. По сути, к этой профессии меня вела сама судьба, хотя никто в моей семье к ней никакого отношения не имел. Папа был программистом, его, к сожалению, уже давно нет в живых, отца не стало, когда мне было семь лет, мама — бухгалтер. Род Ворожцовых, к слову, из Кировской области. В Эстонию в свое время приехал к своему старшему брату, военному, мой отец, где и встретил свою будущую жену. Так родилась наша семья, в которой есть еще мой старший брат. Но он тоже не имеет прямого отношения к искусству, хотя всегда очень любил музыку, кино — любовь к музыке мне, могу сказать, привил именно он.

Мама, к слову, никогда не разделяла моего желания стать актером, очень переживала по этому поводу за меня. Если уж совсем откровенно, только ради нее я и пошел на журналистику. Потому что мама всегда говорила мне: «Сначала получи нормальную профессию, а потом уже, если хочешь, иди в актеры».

— Она до сих пор так считает, что у вас ненормальная профессия?

— Сейчас уже нет. Свое мнение она изменила, когда в первый раз увидела меня по телевизору. Это был сериал «Курсанты», в котором я снялся еще на втором курсе.

Что касается меня, то так случилось, что в 12 лет я попал в театральную студию «Пиноккио». И все, можно сказать, закрутилось-завертелось. У нас был потрясающий руководитель — Ирина Томингас, выпускница Щукинского училища. С самыми разными спектаклями мы давали представления во всех школах Таллина. Выступали даже на профессиональной сцене, в Русском драматическом театре, чтобы посмотреть на нас, люди платили деньги!

Все, несмотря на мой подростковый возраст, было серьезно — репетиции, выступления, гастроли. Именно тогда, поверьте, я еще не понял, но почувствовал внутренне, что занимаюсь своим делом, которое очень люблю. Затем была важная встреча с Алек сандром Дзюбой, в свое время он служил в Театре Виктюка, где был ведущим артистом. Приехав в Таллин, в студии при Русском драматическом театре, где я два года работал, вел актерские тренинги, делал это грандиозно. Словом, когда я приехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ, мне было 22 года и я уже кое-что умел по сравнению с 17-летними мальчиками и девочками, которые поступали вместе со мной. Но понятно, что актерству, как, впрочем, и любой другой профессии, ты учишься всю жизнь.

Кстати, Олег Павлович Табаков принял меня в Школу-студию после того, как я прочитал лишь первую строчку своего монолога из «Игрока» Достоевского. И он такой: «Берем».

— Потрясающе!

— Ну, у Олега Павловича были свои особые критерии. Он говорил, что главное качество актера, его главный показатель — это энергозаполняемость. У кого-то она на небольшую комнату, другой своей энергией способен заполнить огромный зал.

— Имеется в виду манкость актера?

— Нет, энергозаполняемость — это больше, чем просто манкость. Это способность, ну не знаю, встать и сказать что-нибудь громко или даже, наоборот, не очень громко, но тебя при этом все услышат. То есть когда при небольших внешних усилиях ты добиваешься максимума эффекта. И это не только дикция. Это — смесь психического и физического свойства, такого воздействия на зрителя.

— Ну, из вас энергия, чувствуется, бьет ключом!

— Да? Хотя я сегодня не выспался, к тому же с утра было много всякой беготни по разным житейским делам...

— Павел, раз с 12 лет вы увлеклись сценой, надо думать, были актеры, которыми вы восхищались, на которых хотели быть похожи, нет?

— Не знаю, все происходило как-то само собой. Но определенно свою роль сыграло и то, что с детства я был киноманом, фильмы смотрел самые разные — и советские, Георгия Данелии, Леонида Гайдая, и зарубежные. Восхищался Жан-Полем Бельмондо, Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром... Я даже помню старые ленты с Фернанделем! Всегда импонировала игра таких богов кино, как Джек Николсон, Аль Пачино, Роберт Де Ниро.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой» Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой»

Захлебываясь слезами, позвонила маме: «Все кончено, я проиграла»

Коллекция. Караван историй
А как у них? А как у них?

6 рецептов пасхальных куличей из разных стран

Лиза
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Остановить внутреннего паникера Остановить внутреннего паникера

Как утихомирить внутреннего тревожного паникера: советы от психотерапевтов

Psychologies
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Как на облаке Как на облаке

Чистим матрас в домашних условиях

Лиза
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Собаки незаметно наносят ущерб окружающей среде Собаки незаметно наносят ущерб окружающей среде

Ваша собака очаровательна, но она представляет угрозу для окружающей среды

ТехИнсайдер
Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей

Чему нас может научить сериал о психологии насилия «Переходный возраст»

VOICE
Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада

Как выбрать механический секатор, чтобы меньше вреда растениям

ТехИнсайдер
Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога

Действительно ли лаки способны проникнуть в структуру ногтя и нанести ему ущерб?

VOICE
Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать» Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать»

Спорт всегда был важной частью жизни сооснователя Flowwow Вячеслава Богдана

Ведомости
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Вино, недвижимость… Дальше ставки на спорт? Вино, недвижимость… Дальше ставки на спорт?

Как ЦФА пытаются оправдать свой статус нового слова в финансах

Монокль
Вклад в людей и технологии Вклад в людей и технологии

Москва поддерживает бизнес, выделяя гранты на развитие экспортной деятельности

Ведомости
Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог

По каким причинам девушки выбирают парней с криминальным прошлым?

VOICE
Роскошь прочтения Роскошь прочтения

Что нового в фэшн-индустрии? Старомодное чтение

Grazia
Предотвратить сосудистый взрыв Предотвратить сосудистый взрыв

Новый простой и эффективный способ оценки риска разрыва аневризмы брюшной аорты

Санкт-Петербургский университет
Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера» Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера»

Отрывок из книги «Искусственный интеллект: путь к новому миру»

Inc.
Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне

Лето не за горами: пора определяться с локацией для нового путешествия

Maxim
Интернет высокого полета Интернет высокого полета

Когда в России заработает сеть низкоорбитальных спутников связи

Эксперт
Ученые говорят, что наши мышцы стареют не так быстро, как нам кажется Ученые говорят, что наши мышцы стареют не так быстро, как нам кажется

У пожилых людей мышечные повреждения после спортивных нагрузок не так серьезны

ТехИнсайдер
Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Центральное звено Центральное звено

Какой должна быть роль институтов развития в новом мирохозяйственном укладе

Эксперт
Ярмарка тщеславия Ярмарка тщеславия

В детстве тебе говорили, что хвастать нехорошо, но как же всё-таки правильно?

VOICE
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
«Огонь-батареи»: как изменились космические солнечные батареи за 67 лет «Огонь-батареи»: как изменились космические солнечные батареи за 67 лет

Какой путь прошли солнечные элементы космического типа с момента изобретения?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении