В Пекин со своим самоваром. Что светит российскому бизнесу в Китае
Бурно развивающаяся экономика Китая производит гипнотическое впечатление на многих российских бизнесменов. Однако не все ниши в Китае свободны и не все двери открыты для иностранцев.
Бурно развивающаяся экономика Китая производит гипнотическое впечатление на многих российских бизнесменов. Несмотря на торговый спор с США и растущую озабоченность наблюдателей сегодняшними темпами развития китайской экономики, даже в замедляющемся Китае объем роста ВВП в этом году, согласно оценке Всемирного банка, будет сопоставим с ВВП, скажем, Австралии. Китай — это действительно огромный рынок, на котором увеличивается потребительский спрос, и есть много примеров, когда зарубежные компании, в том числе российские, успешно закреплялись в Шанхае или Пекине.
С другой стороны, в своем стремлении успешно развивать бизнес в Китае предпринимателям следует помнить, что на этом рынке им встретятся не только блестящие возможности, но и немалые трудности, поскольку китайская экономика – это особая вселенная со своими собственными законами. Не все ниши в Китае свободны и не все двери открыты для иностранцев.
Юный Китай
Компании, которые собираются работать на китайском рынке, должны принимать во внимание несколько важных обстоятельств. Прежде всего, понимать, кто будет их потребителем. А потребитель этот, скорее всего, будет очень молод.
По данным исследования McKinsey, в ближайшем будущем молодые жители китайских городов станут одним из основных драйверов глобального потребления. Это люди в возрасте от 25 до 35 лет, с высшим образованием и, как минимум, с базовым уровнем владения английским языком. Они выросли в благоприятной экономической атмосфере и в отличие от своих родителей склонны меньше копить и больше потреблять. Зачастую они единственные дети в семье (последствия политики ограничения рождаемости). Что же им нужно?
Три территории успеха
Среди всего разнообразия перспективных отраслей есть три особенно многообещающих ниши.
- Первая — это свежие, качественные и безопасные продукты питания: морепродукты, говядина, качественный (с высоким содержанием какао) шоколад, сухие вина и т.д. По данным гонконгского Cовета по развитию торговли (HKTDC), объем рынка одной только «здоровой еды» составил 289 млрд юаней ($41 млрд) по итогам 2018 года, а доля КНР на глобальном рынке потребления этих продуктов возросла с 4,6 до 11,6% с 2010 по 2018 год. На сегодняшний день Китай активно внедряет стандарты экологичности продуктов питания, среди молодых обеспеченных жителей крупных китайских городов очевиден тренд на качество и безопасность того, что они едят каждый день. Традиционно, китайские потребители считают многие иностранные продукты более безопасными, однако, это не значит, что предпочтение автоматически отдается всему иностранному. Так, например, китайцы предпочитают импортное детское питание и сухие вина, а вот морепродукты покупают в основном собственные. За качественные продукты питания молодые китайцы готовы переплачивать до 30% в зависимости от категории. Это противоречит расхожей в российской бизнес-среде идее о том, что в Китай нужно обязательно