«В науке ошибиться — это получить знание»: 11 вопросов вулканологу
Известный исследователь и популяризатор науки рассказал, какие вопросы занимают вулканологов в XXI веке, и поделился мнением о перспективах научного туризма в России
Сергей Самойленко — ученый-вулканолог, кандидат физико-математических наук, популяризатор науки и основатель музея «Вулканариум» на Камчатке. Он много лет занимается просветительской деятельностью, читает лекции для школьников и студентов, организует научные путешествия по Камчатке. В этом году в издательстве МИФ у Сергея вышла книга «Вероятности и неприятности» — научное обоснование того, как работают «законы подлости».
«Вокруг света» узнал у Сергея, как совмещать любовь к вулканам с любовью к математике, чем живут современные ученые и какие регионы России следует посетить в первую очередь.
«Если мы не понимаем, зачем нам куда-то идти, то и сам процесс кажется ужасно скучным»
Что общего у вулканологии и математики? Почему вы занимаетесь именно этими науками?
Ответ простой: они обе мне нравятся. И вулканология, и математика приносят столько удовольствия, что грех ими не заниматься.
Что бы вы посоветовали человеку, который заявляет, что «со школы не любит математику»?
Я бы посоветовал задать себе вопрос: «А что это на самом деле такое?» и, может быть, найти кого-то, кто мог бы подсказать ответ на него. Дело в том, что со школы у нас может остаться ощущение, что математика — это такой свод законов о том, как считать. Но это очень упрощенная формулировка. Все равно что говорить, что путешествия — наука о том, как ходить.
Если мы не понимаем, зачем нам куда-то идти, то и сам процесс кажется ужасно скучным. В школе нас учили счету, геометрии, но часто у учителей не хватало времени на то, чтобы объяснить, зачем это все нужно. Это не значит, что школьный курс какой-то неправильный. Дело в том, что ученики не представляли, что об этом можно спросить, а у учителей, возможно, не всегда хватало времени, чтобы отметить не только пользу математики, но и удовольствие от знакомства с ней.
Когда мы начинаем серьезно заниматься чем-то вроде цигуна, каратэ, оперного пения, то всегда начинаем с дыхания. Если «зависнуть» на этом этапе, то можно подумать, что все это ужасно скучно. А если у вас перед глазами есть оперный певец или мастер цигуна, на которых вы смотрите с восхищением и думаете «Хочу как они!», то у вас сразу находятся силы перетерпеть этот этап с дыханием — и дальше открывается самое интересное.
Поэтому я бы посоветовал посмотреть на мастеров математики, на то, что их зажигает. Существует множество отличных книг, которые позволяют это сделать: например, «Любовь и математика» Френкеля или «Удовольствие от Х» Строгаца. Это очень хорошие и, что важно, современные книжки.
Частично ведь и ваша книга «Вероятности и неприятности» дает ответ на этот вопрос?
Я надеюсь, потому что, помимо стандартных вещей, касающихся теории вероятностей, я добавил в нее то, что восхищает именно меня. Это элементы абстрактной алгебры, функционального анализа.
«Залезть на вулкан и сфотографировать лаву может и турист»
Можно ли быть вулканологом и жить, например, в Москве? К чему нужно быть готовым подростку, который заинтересуется этой профессией?
Более чем возможно. Многие вулканологи живут не на Камчатке, а в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Приезжая на Камчатку, они привозят нам идеи, знания, методы, а мы в свою очередь делимся с ними своими результатами. Так рождается наука.
Залезть на вулкан и сфотографировать лаву может и турист. Вулканолог же поднимается на вулкан не за этим, его задача — собрать образцы, понаблюдать за процессом. Но для этого ему надо понимать, как устроен камень (это наука петрография), откуда он берется (это наука петрология), какой путь прошел этот камень, как попал к нам в руки… Все это мы изучаем в лаборатории.
Так что, если вы живете в Москве или окрестностях и вам очень хочется когда-нибудь оказаться на извергающемся вулкане — со смыслом, а не просто так, — вам прямой путь в Геологический кружок МГУ или Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана. Последним, кстати, заведует выдающийся современный ученый и педагог Павел Юрьевич Плечов — у всех нас есть уникальная возможность задать ему вопрос и получить ответ из первых уст.
Ну и, конечно, мы ждем всех на Камчатке в нашем музее — «Вулканариуме». Приятно видеть, что этой весной, в низкий сезон, к нам приезжает много гостей из Владивостока, Сахалина, Магадана, Якутии, Хабаровского края. В том числе в рамках проекта «Больше, чем путешествие». Главное для подростков — попасть в наши «лапы», а дальше мы их уже не отпустим.
Какие люди обычно идут в науку? Рассматривать модели в музее или читать журнал будет интересно многим, а что должно быть, чтобы человек посвятил себя этому? Есть какое-то качество, которое отличает большинство ученых?