Человек с фотоаппаратом: как военные корреспонденты ставились проводниками памяти
Насколько велика роль военного фоторепортажа, когда мы исследуем конфликты, и почему военная фотожурналистика остается одним из мощнейших средств фиксации реальности? XX век помнит немало событий, который останутся в памяти благодаря работам Роберта Капы, Юджина Смита, Джеймса Нахтвея и других корреспондентов. Forbes Life собрал некоторые из их снимков
Первой документальной фиксацией вооруженных конфликтов принято считать снимки Крымской войны (1853—1856 гг.) — для печати в газетах фотографий британцев Роджера Фентона и Уильяма Симпсона изготавливалась гравюра, с которой в свою очередь производилась печать. Первые фотокорреспонденты путешествовали не налегке — материалы и оборудование были громоздкими и занимали много места, а современные Фентону технологии накладывали ограничения на сюжет, рассказывает фотограф и художник Дмитрий Старусев: «Снимать сами военные действия с кибиткой оборудования, штативом, огромной камерой и необходимостью быстро окислить пластину не представлялось возможным. Светочувствительность фотоматериала требовала яркого солнца и недвижимости модели в течение 8-10 секунд для получения адекватного изображения. Соответственно ни о каком движении в кадре речи быть не могло. Поэтому на Крымской войне Фентон снимает портреты и пустынные пейзажи с расположением военных лагерей. Все эти снимки рассказывают, что где-то близко все же идет война, но не в этом кадре».
Качественные изменения в профессию внес технический прогресс. Благодаря появлению в 1925 году малогабаритных камер Leica стала возможна малоформатная фотография. Легендарные репортеры своего времени — Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер и Дэвида Сеймура — создавая в 1947 году первое в своем роде агентство Magnum Photos, особенно отмечали обязательное использование этой камеры для создания своих работ.
Однако более важными факторами работы фотокорреспондента для Картье-Брессона, идейного вдохновителя Magnum, были невозможность использования в своей работе постановочных или кадрированных снимков. Эти простые правила остались знаком высокого качества работы корреспондентов и сегодня. Несмотря на споры об объективности фотографа и другие профессиональные и общественные разногласия, мы скорее доверимся снимкам, выпущенным под знаком качества Magnum, Associated Press, Reuters и других агентств.
Проводники памяти
«Слава военных корреспондентов в XX веке связана с тем, что именно они являются делегированными свидетелями боевых действий и рассказывают о том, что мы увидеть и пережить не можем, – отмечает куратор и исследователь фотографии Михаил Сидлин. — К корреспонденту относятся с особенным доверием. Надо отметить, что сам жанр военного репортажа подвергается огромным манипуляциям — такой репортаж может не только рассказать историю, но и трансформировать ее. Снимавший Вьетнамскую войну Эдди Адамс говорил, что “фотография — самое мощное оружие в мире”, которое говорит полуправду. С распространением интернета и развитием технологий сегодня на место фотографии в качестве главного свидетеля военных конфликтов приходят короткие видео, а привычный фоторепортаж перешел в новую эстетизированную – как, например, у Джеймса Нахтвея — форму. Сегодня каждый, у кого есть телефон с камерой может стать очевидцем боевых действий».
Фотография является важнейшей и качественно новой формой свидетельства в ХХ веке. Возможность медиафиксации событий, претендующей на объективную реальность, позволила увидеть множество ужасающих событий истории ХХ века, рассказывает кандидат философских наук и исследователь феномена коллективной травмы Мария Фокеева: «В любых обстоятельствах фотография — это проводник памяти, который гораздо в большей степени защищен от любого рода искажений, чем, например, письменное свидетельство. С позиций философа и искусствоведа Сьюзен Зонтаг, «сделать снимок — значит причаститься к смертности другого человека (или предмета), к его уязвимости, подверженности переменам». Зритель также становится соучастником, вместе с фотографом он смотрит в объектив и как бы видит мир глазами фотографа. Наблюдение за смертью, насилием и разрушениями не может не производить впечатления, поэтому перед фотографом стоит и этическая задача в том числе: если он свидетельствует от своего имени, он должен быть готов подтвердить подлинность своего видения».