В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке
Сегодня эпистолярный жанр почти забыт — длиннейшие послания в надушенных конвертах повсеместно заменили текстовые и (не дай бог) аудиосообщения в мессенджерах. Но любовь — дело серьезное, и оно подчас требует былой основательности. Написать настоящее любовное письмо — жест, который точно оценят по достоинству. Чтобы писать его было проще, мы собрали несколько правил любовной переписки с примерами, которыми поделились с нами великие писатели.
Не прочесть, а услышать интимные письма известных личностей можно будет в День всех влюбленных: 14 февраля на Трехгорной мануфактуре пройдет перформанс Sound Up Love. Самые заветные строки актриса Мария Смольникова и режиссер Евгений Сангаджиев прочтут под электронный саундскейп Николая Попова и монументальный (и впервые звучащий в России) опус Дэвида Лэнга, интерпретировавшего историю Тристана и Изольды.
Напоминайте о своей любви
Эпистолярный роман Оноре де Бальзака и российской подданной, графини Эвелины Ганской, длился около 17 лет. Графиня написала первой, скрывшись под именем Чужестранка, чем сильно заинтриговала писателя. Время от времени они виделись лично, но всегда в присутствии мужа Ганской. Поэтому всю невысказанную страсть принимала на себя бумага.
Мастер слова и дамский угодник, Бальзак в письмах никогда не забывал ввернуть несколько красочных фраз о любви. В конце концов, для чего еще нужны любовные письма, как не для выражения всей гаммы обуревающих вас чувств. Однако говорить лишь о себе и своей страсти — моветон. Попробуйте перемежать описания собственных страданий и экстазов щедрой горстью комплиментов.
«Как бы хотелось мне провести день у Ваших ног; положив голову Вам на колени, грезить о прекрасном, в неге и упоении делиться с Вами своими мыслями, а иногда не говорить вовсе, но прижимать к губам край Вашего платья!..
О моя любовь, Ева, отрада моих дней, мой свет в ночи, моя надежда, восхищение, возлюбленная моя, драгоценная, когда я увижу Вас? Или это иллюзия? Видел ли я Вас? О боги! Как я люблю Ваш акцент, едва уловимый, Ваши добрые губы, такие чувственные, — позвольте мне сказать это Вам, мой ангел любви.
Я работаю днем и ночью, чтобы приехать и побыть с Вами две недели в декабре. По дороге я увижу Юрские горы, покрытые снегом, и буду думать о снежной белизне плеч моей любимой. Ах! Вдыхать аромат волос, держать за руку, сжимать Вас в объятиях — вот откуда я черпаю вдохновение! Мои друзья изумляются несокрушимости моей силы воли. Ах! Они не знают моей возлюбленной, той, чей чистый образ сводит на нет все огорчение от их желчных выпадов. Один поцелуй, мой ангел, один медленный поцелуй, и спокойной ночи!»
Будьте последовательны
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих встретились почти случайно в венецианском кафе в 1937 году. Оба к тому времени уже были суперзвездами, но внезапно прониклись друг к другу. Время для их родной Германии было грозное, и скоро жизнь разбросала влюбленных. Но огромное расстояние между ними они заполнили письмами.
Действуя согласно Ремарку, дайте адресату понять, что ваши мысли почти полностью занимает его светлый образ. Он день и ночь стоит перед вашим внутренним взором. Это создает эффект присутствия, особенно важный, когда вы по-настоящему далеко друг от друга. Свою тоску по актрисе писатель изливал в длинных письмах, которые отправлял из Швейцарии в Америку.