В новых реалиях
Громкие аресты суперъяхт в Испании, Франции и других европейских странах, массовое закрытие российских представительств западных верфей и враждебные высказывания политиков по ту сторону границы породили множество легенд и мифов. При помощи экспертов мы пробуем разобраться, что из этого правда, а что вымысел. И можно ли сегодня держать, покупать и брать в чартер яхты в России и за её пределами?
Сезон-2022 для наших яхтсменов однозначно прошёл непросто. А для многих компаний, занимающихся продажей новых яхт на территории РФ, он и вовсе оказался плачевным. После пандемии наблюдался взрывной рост продаж, когда многие вдруг осознали, что яхты — это один из немногих гарантированно безопасных видов отдыха и отличная возможность для самоизоляции, но санкции поставили компании перед выбором: закрываться, релоцироваться или прощупывать возможность параллельного импорта. В последнем случае ситуация осложнялась ещё и тем, что яхта – это не бытовая техника и даже не автомобиль, которые путём различных ухищрений ещё как-то можно ввезти. Любое судно легко отслеживается, что делает его параллельный импорт практически невозможным.
Сезон-2022
Поначалу казалось, что открытие офисов в Киргизии, Казахстане и других странах СНГ может спасти ситуацию, но практически все компании в итоге отказались от этого, по сути, тупикового пути. Совсем «панические» настроения начались, когда под санкции попала крупная компания Imperial Yachts, которая строила и обслуживала суперъяхты длиной свыше 50 метров и успешно сотрудничала с такими прославленными европейскими верфями, как Lürssen, Amels, Fincantieri и другие. Тем не менее эксперты яхтенного рынка утверждают, что не всё так печально и в целом можно считать, что сезон-2022 прошёл очень неплохо.
«Практически все наши клиенты и клиенты других дилеров и яхтенных домов смогли, как обычно, отдохнуть на своих яхтах. Да, шесть стран решились на аресты яхт, и это омрачило общую картину. Но сложности с выездом за границу и отдыхом на яхтах, как правило, возникали только у лиц, попавших под персональные санкции», — комментирует Андрей Ломакин, основатель группы компаний West Nautical Group и эксперт яхтенной индустрии. По его оценкам, из 1189 человек, попавших под личные санкции (на дату написания этого материала. — Прим. ред.), яхтами владеют не более 15%, цифра для общей картины совсем незначительная. Большинство же яхтовладельцев смогли воспользоваться своими судами.
Ещё один интересный момент связан с сильно поменявшимися «центрами притяжения» яхтсменов. Если раньше это было Средиземноморье, то сейчас русских яхтовладельцев прежде всего влекут родные берега и акватории дружественных стран — Турции, ОАЭ и Мальдив.