Успех без мужей и наследства: победительницы рейтинга «30 до 30» о том, почему деньги больше не имеют значения
Forbes Woman пригласил победительниц рейтинга «30 до 30», чтобы обсудить, какие женщины должны попадать в списки Forbes в 2020 году. Оказалось, что успех больше не измеряется деньгами и мужьями
Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская и заместитель главного редактора Forbes Анастасия Карпова вместе с победительницами рейтинга «30 до 30» обсудили, что значит успех для молодой современной женщины и почему это больше не связано ни с деньгами, ни с наличием семьи и детей.
Участники дискуссии:
Татьяна Столяр, соосновательница телеграм-канала «Антиглянец»
Анна Ривина, основательница проекта «Насилию.нет»
Анна Казакова, руководитель управления анализа кредитных рисков Тинькофф Банка
Полина Шило, директор Высшей школы онкологии
Успех 2.0
Какие критерии успеха использовались в рейтинге «30 до 30» в этом году?
Анастасия Карпова: Мне кажется, что как раз для этого рейтинга очень важно, что успешная женщина — это не всегда богатая женщина. Мы вообще не учитывали деньги. Потому что рейтинг молодых и перспективных людей в принципе не должен быть про деньги, в отличие от всех остальных списков Forbes. Поэтому мы учитывали другие вещи: например, признание в профессиональном кругу. И все присутствующие сегодня в студии соответствует этому определению успешной женщины, потому что все они очень успешны в своих сферах, но не потому, что они богатые и много зарабатывают, а потому, что они делают очень крутые вещи. Каждая — в своем. Даже сегодня у нас в гостях очень разные девушки, которые занимаются разными вещами, но при этом нельзя сказать, что кто-то из них более успешный, а кто-то менее. Потому что они делают в своих отраслях очень крутые вещи.
Были ли какие-то споры внутри редакции о том, что такое успех для молодых? И что по этому поводу думают наши американские коллеги?
Анастасия Карпова: Мы, безусловно, спорили, потому что у нас была команда из четырех человек. Мои коллеги много обсуждали, что же такое признание, в том числе международное признание. Американцы как раз делают акцент на международном признании. Потому что, например, в глобальный рейтинг Forbes не могут войти люди, у которых есть успех только на локальном рынке. То есть, безусловно, в американский рейтинг могут войти россияне, но только те, которые что-то крутое делают в Америке, в Европе. Вот мы долго спорили в нашей команде, можем ли мы включать в этот рейтинг успешных людей, которые только в России чего-то добились. И все-таки мы так и не пришли к какому-то одному мнению. Поэтому у нас есть, как люди, которые успешны на международном рынке, так и люди, которые в России добились успеха, но пока на интернациональный уровень не вышли. Но это совершенно не умаляет их заслуг и не говорит о том, что они менее перспективны или менее успешны. Поэтому мы нашли такую золотую середину.
Так кто же она такая — перспективная и успешная женщина в 2020 году?
Татьяна Столяр: Я провела домашнюю работу, посмотрела список самых богатых женщин по версии американского Forbes. И вот что интересно: первые пять либо унаследовали, либо это бывшая жена и тп. То есть, стартовый капитал был получен, скажем так, за счет мужчины. А потом я посмотрела американский рейтинг самых перспективных до 30 лет, и там такой критерия, как «унаследовала», редко встречается. Мне кажется, стала меняться парадигма, согласно которой ты можешь быть перспективной и успешной, рассчитывать на что-то, только если у тебя есть очень хороший бэкграунд. А как мы знаем, этот бэкграунд — это так, лотерея. Сейчас, мне кажется, понятие «успех» меняется именно в том плане, что его можно добиться за счет твоих реальных действий, а не только стартового капитала. У нас внутри «Антиглянца», например, бывают конфронтации, писать ли, например, про других блогеров. Но, как правило, они вот именно self-made. Можно по-разному оценивать, насколько они что-то серьезное и правильно делают, но факт их успешности отменять нельзя. Классический случай — Настя Ивлеева, все ее историю знают. Мне нравится, что меняется классическая модель, и ты можешь всего добиться сам.
А медийная известность входит в понятие успеха?
Татьяна Столяр: У каждого свои критерии. Но если говорить о классическом понимании успеха, то важно, чтобы люди твоей жизнью интересовались. Я поэтому всегда против, когда говорят, что блогеры — бездельники. Я говорю: «Ну, попробуйте так сделать». Это кажется простым, но, на самом деле, довольно сложно постоянно поддерживать интерес к своей персоне. Это, конечно, такой классический спор: заслуживают ли такие люди успеха, а почему мы не следим за судьбой врачей с пристальным вниманием, которые реально спасают жизни. И почему у врачей меньше подписчиков, чем там у Насти Ивлеевой. На мой взгляд, медийность сейчас переоценивать сложно. Мы сейчас все, даже в данный момент, тоже присутствуем в пространстве медиа.
Раз уж мы заговорили о врачах. Полина, за последние три месяца врачи стали не только героями в сознании многих людей, но и на самом деле обрели ту самую медийность. Ощущаете ли вы, что отношение к врачам поменялось? И что такое успех в медицинской среде?
Полина Шило: Да, я чувствую, что отношение к врачам поменялось в лучшую сторону. Это хорошая новость. Но не очень хорошая новость в том, что такое изменение отношения, к сожалению, временное. И, я думаю, что неизбежно мы спустя некоторое время откатимся назад. Но здорово, что вообще к нам появился какой-то интерес, и что популярность врачей возросла. Потому что, в конце концов, это область, за которой интересно наблюдать со стороны. И если врачи-блогеры будут раскрывать какие-то моменты своих рабочих будней, я думаю, что это будет всем очень интересно. Потому что врачебная сфера слишком замкнута сама на себя, и высовываться тут не принято. И из-за таких особенностей нашей консервативной сферы многие люди не знают, как на самом деле выглядит наш рабочий день. И наша работа обрастает кучей мифов и домыслов.
Для меня успешный врач — это человек, который находит время не только на выполнение непосредственно своей работы, то есть прием пациентов и лечение, но и человек, который, во-первых, эту работу делает хорошо, а, во-вторых, находит силы на то, чтобы продвигать более системные проекты. Потому что каждый пациент — это очень важно, но также важно делать образовательные проекты, быть ментором для младших коллег и так далее. Для врача важно, насколько он внес вклад в общее дело. То есть ты не только маленький винтик в системе, но и как-то продвинул свою сферу вперед.
В сообществе ученых попадание в медийное пространство часто встречается коллегами негативно. Потому что ты становишься «поп-ученым». Как изменилась ваша жизнь с тех пор, как вы попали в рейтинг?
Полина Шило: Мне крайне повезло и с работодателем, и с моим непосредственным окружением, поэтому лично для меня это в плюс. Но в целом, я думаю, что какая-то попсовость образа, к сожалению, так или иначе появится. Я даже была удивлена, насколько это заметно, как много людей об этом узнали. Мне кажется, что здесь очень важен баланс. Если ты будешь бесконечно кочевать по интервью, по каким-то телепередачам, писать какие-то научно-популярные статьи, то рано или поздно ты перестанешь быть врачом. Поэтому здесь реально надо найти ту самую золотую середину. И найти баланс между какой-то разумной здоровой медийностью, которая может сыграть на руку, если ты продвигаешь какие-то хорошие добрые, светлые идеи. Например, ту же самую доказательную медицину. Поэтому внезапно свалившаяся медийность будет достаточно хорошим плюсом для того чтобы нести определенные идеи в массы. Поэтому я рада. Хоть это и не очень просто, честно говоря. Сообщество — консервативное в большей части, и реакция неоднозначная.