Родион Шишков
Экономист и бывший топ-менеджер «Почты России» создал наш ответ Uber: сервис «Самокат» — первое в России приложение для доставки продуктов за 15 минут, выручка которого к весне 2020 года превысила 700 миллионов рублей.
Владимир Познер говорит, что мир после пандемии будет прежним. Память человеческая коротка, и совсем скоро мы забудем о злоключениях. Согласны с ним?
Нет, не согласен. Дело не в том, что мы научились работать удаленно, и не в том, что почувствовали, как друг для друга важны. Действительно все забудется и вернется к норме, но влияние на экономику будет фундаментальное. Люди, которые сводили концы с концами, окажутся за гранью нищеты. Обладавшие дополнительным заработком его лишатся. Мы окажемся в менее комплексной и более скучной системе. Говоря «мы», я имею в виду Россию, к сожалению, в первую очередь.
Что бизнесу делать прямо сейчас, чтобы выйти с минимальными потерями из кризиса?
Как говорил Уинстон Черчилль: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Экономика — то же самое: когда готовишься к кризису, скорее всего, готовишься к предыдущему, а следующий будет другим. Чтобы нести небольшие потери, нужно сохранять не просто способность, а желание меняться и менять все вокруг себя.
Не раз слышал от ваших коллег, что кризисы 1998‑го, 2008‑го, 2014‑го годов совершенно отличаются от кризиса 2020‑го. А есть ли что‑то схожее в них?
Большинство кризисов похожи тем, что изнутри кажутся уникальными и безвыходными, а по прошествии времени сливаются в общую массу. И приходят они, когда не ждали. Психологически коронакризис значительно более сложный, чем любой из тех, которые вы упомянули. Его специфика в том, что люди парализованы и лишены возможности реагировать в моменте. Просто смотрят, как умирает их бизнес, разваливается компания работодателя, перестают платить зарплату родным и близким, — и не имеют возможности сделать хоть что-то.
Стоит заметить, что в дни пандемии у вас не было передышки, как у остальных, чтобы перезагрузить процессы. Нужно было только расти и расти.
И с какой скоростью! Как будто нам в середине марафона сказали, что его протяженность не 42 км, а 100. Выручка с начала года успела вырасти в 10 раз. За счет каршеринга и такси увеличили зону покрытия: теперь «Самокат» доступен в значительной части Московской и Ленинградской областей. Совсем скоро перейдем на круглосуточный режим работы. Ежедневно мы стали обслуживать больше 50 000 заказов.