Илья Соболев
Комик стал главным по социальной сатире на русском YouTube: его ролики с пародиями на Артемия Лебедева и Евгения Миронова набирают сотни тысяч просмотров. Илья участвовал во всех проектах ТНТ от «Убойной лиги» до Comedy Club и проехал со стендап-туром по пятидесяти городам России.
Илья, ограничения, связанные с пандемией, привели к тому, что ты вплотную занялся YouTube и стал выпускать ролики с пародиями на совещания президента, на чиновников. Раньше ты социалки не касался. Что случилось?
Я человек сцены, но сцена пока закончилась, и неизвестно, когда начнется. Естественно, я стал делать комедию онлайн. Социальный и политический юмор — это не призывы, не агитация, это наблюдение за миром — и увы, самые яркие события сейчас связаны с политикой. Это даже не юмор, а сатира, которая в России давно умерла, и я ее возрождаю. Беру не замученные пародиями образы, вроде Евгения Миронова, выделяю самые характерные их черты и воплощаю на видео.
Это амбиция стать главным сатириком страны?
Конечно! Но тут надо понимать, сатира — это не просто едкие высказывания о политике. Это попытка найти вечное в актуальном. Кому-то удается его найти, кому-то — нет. Например, знаменитый американский стендапер Джордж Карлин шутил о президентах, партиях, налогах, законах, бытовых ситуациях. Вроде бы все мимолетное. Но он умер 12 лет назад, а его до сих пор цитируют. Понятно, что среди объектов шуток можно нажить себе врагов, но здесь не угадаешь. На одном из концертов я пошутил про Виктора Цоя, даже не помню, что именно сказал, — но мне стали поступать угрозы за то, что я покусился на святое.
Ты проехал со стендап-туром по пятидесяти городам России. Это же психологический ад, а надо оставаться смешным. Как?
Тут сложность в чем — каким бы ты опытным комиком ни был, ты периодически слышишь в ответ на свои шутки тишину из зала. Конечно, это печалит. А при большом количестве концертов накладывается усталость — и воспринимаешь это еще острее. Но тут многое зависит от настроения. Когда я на кураже, отношусь к таким ситуациям легко.