Кишечную микробиоту назвали фактором развития нервной анорексии
Европейские исследователи выяснили, что кишечная микробиота и ее метаболиты могут принимать участие в развитии нервной анорексии у людей. Часть этих эффектов удалось воспроизвести у мышей после пересадки кала от пациентов. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Microbiology.
Нервная анорексия (НА) представляет собой тяжелое расстройство пищевого поведения и серьезную проблему общественного здравоохранения. Ей страдает около одного процента населения, 95 процентов больных — женщины. Заболевание связано со сниженным качеством жизни и повышенной смертностью, при этом существующие междисциплинарные методы лечения позволяют добиться полной ремиссии менее чем в половине случаев. НА отличается многофакторным и недостаточно изученным патогенезом, в котором принимают участие как генетическая предрасположенность, так и разнообразные факторы окружающей среды. Они приводят к множественным изменениям уровней сигнальных молекул — гормонов и нейромедиаторов, что влечет поведенческие и эмоциональные расстройства, а также глубокие метаболические нарушения.
Несколько небольших исследований указывали на значительные сдвиги в составе кишечной микробиоты у пациентов с НА. У мышей с моделью этого заболевания дисбиоз кишечника оказался связан с изменениями пищевого поведения и экспрессии нейропептидов в гипоталамусе.
Чтобы уточнить роль кишечной микробиоты в патогенезе НА, группа исследователей из Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Финляндии, Франции и Швеции под руководством Олуфа Педерсена (Oluf Pedersen) из Копенгагенского университета пригласила для участия в работе 77 женщин с подтвержденной НА и 70 соответствующих им по возрасту здоровых женщин в качестве контрольной группы. У участниц с НА ожидаемо были ниже индекс массы тела, сывороточные уровни инсулина и глюкозы натощак и выше чувствительность к инсулину. По концентрации бактерий в образцах кала группы значимо не различались.
Характер и степень конкретных нарушений пищевого поведения оценивали по опроснику EDI-3. Всем участницам выполнили метагеномное исследование кишечной микробиоты и одновременно метаболомный анализ сыворотки крови.