Дроны спешат на помощь: беспилотники изучают огромные территории и поднимаются выше Эвереста
Ижевские беспилотники Supercam не простые игрушки для миллениалов, а серьезные машины, созданные для использования в самых суровых условиях. Они могут выдерживать экстремальные температуры, подниматься выше Эвереста, а в случае жесткой посадки способны запланированно разрушиться, чтобы через несколько минут снова вернуться в строй.
Вопреки стереотипам из кино и сериалов, высокотехнологичные стартапы редко начинаются с гениальной идеи. В реальности успеха чаще добиваются команды, которые четко понимают потребности рынка и находят способы их удовлетворить. Лишь с этой точки стартует поиск решений, создание технологий и готового продукта, будь то новое мобильное приложение или удачный беспилотник. Таким путем двигалась и ижевская компания «Финко»: в 2011 году она начала с общего анализа ситуации, чтобы понять, какие именно машины нужны потребителям.
«У нас в стране сильно развит нефтегазовый сектор, а территории необъятны, – объясняет Вадим Кузнецов, заместитель директора по инновациям ГК «Беспилотные системы». – Поэтому протяженность трубопроводов, линий электропередачи просто огромна. За их состоянием надо постоянно следить, и мультикоптер с такой задачей не справится».
Действительно, средняя скорость дронов не превышает 50 км/ч, а время полета редко дотягивает до часа. За один запуск они могут осмотреть около 20 км трассы, после чего машина вынуждена вернуться, чтобы сменить аккумулятор. В случае сотен и тысяч километров ЛЭП или газовой трубы этого явно недостаточно.
Supercam S350
Размах крыла: 3,2 м
Время полета: до 4,5 ч.
Макс. дальность: от 240 км
Скорость: 65–120 км/ч
Взлетный вес: до 11,5 кг
Полезная нагрузка: фото- и видеокамера, тепловизор, мультиспектральная камера, датчик радиации, лидар, лазерный газоанализатор (до 3 нагрузок одновременно)
Взлет: с эластичной или пневматической катапульты, посадка – на парашюте
Для долгих линейных полетов, не требующих особой маневренности, оптимальное воздушное судно – самолет. Им и занялись в Ижевске. Главной моделью стал беспилотник Supercam S350, способный двигаться со скоростью 80–90 км/ч и оставаться в воздухе 4,5 часа, осматривая до 150 км трассы за каждый вылет. «После посадки можно поменять аккумуляторы и слетать в противоположную сторону, – добавляет Вадим. – Так, работая с одной точки, наши операторы проверяют пару сотен километров линии. При удачном стечении обстоятельств в тот же день можно погрузиться в машину, переехать на следующий участок и повторить полет, покрыв за день до 400 км».
Для Supercam S350 взлетно-посадочной полосы не требуется: запуск производится с помощью катапульты в автоматическом режиме.
Предпочтительное электричество
Supercam S350 вырос не из технических фантазий, а из необходимости. Именно с этим связан, например, выбор двигательной системы – электроприводов вместо ДВС. Конечно, в теории работающая на топливе машина могла бы охватить и большие расстояния. Но никто не сможет обеспечить ей стабильную радиосвязь на таких дистанциях, особенно в сибирской тайге или Заполярье, где никаких сотовых вышек нет и не предвидится.
А ведь непрерывного контакта с БПЛА требует не только законодательство – от этого зависит элементарная безопасность, да и сама работа. «С аппарата нужно постоянно получать информацию – телеметрию и данные проводимой съемки, – объясняет Вадим Кузнецов. – Допустим, беспилотник летит над трубой и ищет протечки или незаконные врезки. Нужно иметь возможность покружить над подозрительным участком, тщательно осмотреть его. Нарушения находили не раз; бывало, операторам даже угрожали, требовали не мешать "делать бизнес". Иногда приходилось маскироваться, не использовать автомобили с фирменной символикой, чтобы их не связывали с осмотревшим врезку самолетом».