Умер основатель группы «Звуки Му» Александр Липницкий. Публикуем архивное интервью и снятый о нем фильм SASHA
В пятницу стало известно о смерти создателя музыкальной группы «Звуки Му» Александра Липницкого. Он утонул 25 марта, когда пытался на лыжах перейти замерзшую реку у подмосковного поселка Николина Гора. Музыканту и журналисту было 68 лет. В прошлом году режиссер и продюсер Лада Раскольникова сняла про музыканта фильм SASHA. «Сноб» публикует его вместе с интервью, которое журналистка Мария Шабельская взяла у автора и героя картины перед премьерой.
Фильм SASHA — это смешное, домашнее и такое же непредсказуемое кино, как и вся музыка периода расцвета отечественного рока. Рассказ о событиях без объяснений «кто» и «что» — фильм Раскольниковой ощущается как небольшой «походный» отпуск со старыми друзьями, во время которого вскрываются самые нелепые локальные истории. Подобно кадрам с давно забытой пленки, эта картина расставляет по полочкам события прошлого и напоминает, как круто было раньше. Плохое качество съемки здесь только добавляет событиям вкуса и не дает оторваться от просмотра.
Для молодых людей фильм Лады Раскольниковой станет внезапным и странным знакомством с ушедшей эпохой русской рок-музыки. Для тех же, кто вырос на этом, — жесткой ностальгией и возможностью узнать, чем сейчас живут кумиры юности.
О фильме
Ɔ. Зачем был снят этот фильм? Почему герой именно Александр Липницкий?
Лада Раскольникова: У меня не было вопроса — «Зачем?». Герой моего фильма — Саша, потому что он снял, кажется, фильмы про всех, а про него самого фильма не было.
Александр Липницкий: Я, как тележурналист, создал классическую сагу о героях русского рока на телеканале «Ностальгия». Первый фильм вышел в 2006 году — он был посвящен юбилею смерти Сергея Курехина — позднее до 2008 года я снял фильмы про Башлачева, группы «Зоопарк», «Аквариум», «Звуки Му», про все московские коллективы новой волны, про работу группы «Аукцыон» со знаменитым бардом Алексеем Хвостенко и так далее. Последние одиннадцать лет я работаю над историей группы «Машина времени». Получается, что Лада сделала так называемое «наблюдение за наблюдающим».
Лада Раскольникова: Надо сказать, что я не посторонний наблюдатель — мне посчастливилось играть в своей любимой группе — сейчас я один из участников коллектива «ОтЗвуки Му». Мы познакомились с Сашей через моего покойного мужа Бориса Раскольникова, он работал в творческом центре «Третий путь» и дружил со многими популярными рок-группами. Плюс, мы с Сашей еще и учились в одной школе, правда с разницей в тридцать лет.
Поначалу, когда мы стали работать в одной группе, я просто снимала коллектив и наши будни, потом Саша заинтересовал меня как герой — человек, объединяющий вокруг себя многих людей, как двигатель истории русского рока и группы «Звуки Му». Этот фильм не биографический — это фильм-портрет, и через Сашу я на самом деле хочу рассказать что-то другое.
SASHA — это только первая серия, всего фильмов будет четыре, и каждый из них немного о разном. Я снимала их девять лет — начала, когда еще не появился пресловутый фильм «Лето» — и долго думала, как можно подать весь массив информации. Мне показалось, что единственный вариант — это разбить материал по временам года. Это и дало идею и настроение каждой серии.
Первый фильм — летняя серия — рассказывает о том, как можно жить и отжигать в таком возрасте. Следующая серия — осенняя, более меланхоличная — она про дружбу, про уход друзей и про Питер. В этой части есть даже кадры с кладбища: в 2013 году мы ездили на день рождения к басисту группы «Аквариум» Михаилу Файнштейну, а потом буквально через несколько месяцев пришлось ехать уже на его на похороны. Именно тогда я сняла основу будущего фильма, а за следующие девять лет набралось много дополнительных историй.
Зимняя серия снималась не совсем зимой — дело было ранней весной в Измайлово. Саша — коллекционер и антиквар, он очень хорошо в этом разбирается, у него буквально глаз наметан. Так вот эта серия родилась, когда мы вместе ходили по измайловскому антикварному рынку. Та прогулка стала очень интересным наблюдением, совсем по-другому раскрывающим даже Москву. Получилось так, что зимняя серия рассказывает больше о каких-то профессиональных увлечениях. Идею последней — весенней — серии я пока оставлю в тайне, но она будет обнадеживающей.
Александр Липницкий: В чем, едва ли не единственное, достоинство такого рода работ, так это в доверии. Попробуйте-ка снять любого известного музыканта: он поставит вам целый ряд условий, загримируется, и уже раскрыть его как простого человека будет сложнее. А вот если вы с ним находитесь в близких отношениях, и уж тем более играете в одной группе, то включи вы камеру, условно айфон — а весь фильм Лада сняла именно на четвертый айфон — никто не обратит на это внимание, и герой сможет выдать какие-то сокровенные истории. Хотя в этом есть и определенный риск для героя — ты можешь сказать что-то, за что потом будет стыдно. Однако и с этим миришься в итоге.